Режиссер не волшебник. Он лишь посредник между продуктом и потребителем

19.04.2008

Каждый раз, когда в мире Hip-Hop’а и R’n’B появляется новое видео, — это вызывает бурю эмоций. Мы пообщались с человеком, который работал с множеством наших артистов и порадовал нас ни одним творением. В Интернете легко можно найти биографии Константина Черепкова. Так что без предварительного экскурса« в историю, мы приступили к весьма интересной беседе. Читаем взгляд русского человека со стороны запада, на западную культуру в России.

Сразу же, наверное, интересно узнать, для кого же вы уже снимали клипы?

В России я работал практически со всеми известными Хип-Хоп и R’n’B исполнителями. Для Лигалайза делал клипы «Жизнь» и «Джаная». С Тимати снимали «Шлюшек»… клип, конечно…, «В Клубе», «Не сходи с ума». Для его проекта «Том и Джерри» недавно снял видео на песню «Война и Мир» — саундтрек к фильму «Гитлер капут». Цветокорректированный материал сейчас только везут из Нью-Йорка. Xоть я и не люблю снимать саундтреки, видео обещает получиться очень креативным и нестандартным. Снимал клип для Dino MC 47 на его трек «Монахи», работал с Big Black Boots, для White Hot Ice делал клип на трек «Вован Кожемякин», для проекта К.У.К.Л.А. снимал «Метросексуала», перечислять можно до бесконечности… Работал с Братьями Praddd. Мега-работоспособные люди, очень понравилось с ними работать, несмотря на отсутствие бюджета. Вообще, отличный проект. Нужно просто, чтобы кто-нибудь взялся за них и вложил силы.

Как же вы начали работать со всеми этими Hip-Hop, R’n’B исполнителями?

Так сложилось. Снял клип одному, обратился следующий. Так и потянулись один за одним. Тусовка ведь маленькая. Да мне и самому интересно работать в этом направлении. Ведь R’n’B в современном понимании — тот же PoP. Но все же, на мой взгляд, это более открытая, чистая музыка. Поэтому и работается с такими исполнителями легко и открыто.

Все-таки больше артисты сами к вам обращались или же личное желание и стремление работать с этим стилем музыки?

Я никогда сам не ищу работы. Вообще со мной не так просто связаться. Сайт только на днях заработал — можете посмотреть, там много интересного www.severvideo.ru. А номер достать не просто. Некоторые исполнители по полгода меня разыскивают. Я не люблю поточное производство, стараюсь к каждому проекту подойти индивидуально, поэтому делаю не больше двадцати пяти– тридцати роликов в год. К тому же в работе я довольно капризен и требователен.

С каким же стремлением, настроем должен обратиться артист, чтобы вы согласились с ним работать?

В первую очередь, конечно, должна понравиться музыка и ее посыл. Оценивать музыку я не имею морального права. Просто она должна быть мне по душе. Нужно послушать песню, посмотреть на человека, пообщаться с ним. Вообще от Hip-Hop исполнителей идет энергетика не поддельная. Мне, например, было очень комфортно работать с Тимати. С этим человеком энергетика совместного творчества направлена как раз в нужное русло. Тимати очень требователен к себе, очень работоспособен и креативен. Хотя его, возможно, таковым и не считают. С подобными артистами приятно и легко работать, и таких, как он, к сожалению, мало. Потому что в нашей стране шоу-бизнес — прикладное искусство. И это факт. Нет здесь грамотного менеджмента. У нас есть шоу, но нет бизнеса… Кстати говоря, цитата Тимати.

Каковы же различия с Америкой?

Там есть четкое разделение на творчество и бизнес. Люди там умеют грамотно продавать продукт, создавая на него спрос. Взять того же 50 Cent’а. Ту музыку, которую он делает в студии для себя и то, что мы слышим на пластинках – разные вещи. Для себя он пишет андеграунд, а, включая диск мы слышим, коммерческий хип-хоп. Без определенной конъюнктуры не будет работать его бизнес, не будут продаваться его соки, не будет спроса на его одежду, его книги, не будет очередей в его закусочные. И так с каждым западным хип-хоп артистом: P Diddy, Jay-Z, Pharell, Snoop Dog, Mary J Blige, Beyonce.. Шоу рождает и поддерживает бизнес. Получается шоу-бизнес.

Кого могли бы выделить из Российских исполнителей?

В нашем шоу-бизнесе очень мало грамотно спродюссированных проектов. Есть хорошие идеи, но как обычно, эти идеи до конца не воплощаются. Есть хорошая, кстати говоря, группа Банд’Эрос. Но это тоже некий незавершенный проект. Нет жирной финальной точки. Очень талантливы Братья Praddd… Zvonkiy — если приглядеться — это практически российский Maroon 5. Но он не получает должного развития. Безумно нравится Баста. Видны сила и характер.

А как насчет его проекта Ноганно? История Eminem’а и Slim Shady?

Шикарный проект. Все сделанно по уму: охватывается сразу широкий потребительский сектор. Те, кто слушал Басту, теперь слушает Ноганно, а те, кому близок Ноганно, автоматически попадает в аудиторию Басты. Баста очень талантливый бизнесмен. Я бы поработал с этим артистом. Думаю, там потенциал невероятный. Намного больше, чем даже он сам предполагает.

Артисты привносят сами какие-то идеи в работу над клипами?

В основном, инициатива исходит от меня. Работая со мной, артист, как правило, пребывает в блаженном неведении сценария. Ведь все равно мне до конца не удастся растолковать, как я вижу и что себе представляю. Можно все красиво описать, но даже раскадровка не сможет передать то, как я чувствую. Например, Dino вообще ехал на съемки, не представляя, что его ждет на площадке. Когда он со своей командой приехал в павильон и увидел катафалк с гробом… У большинства, конечно, не очень хорошая реакция была. Единственный, кто это оценил — Толмацкий, со своей многолетней продюсерской интуицией.

В моей работе только я как режиссер могу представить себе конечную эмоцию, конечную картинку. Ведь только начиная работать над клипом, я уже знаю, какого специалиста, на каком этапе работы хочу нанять. К примеру, только я могу представить какую картинку я хочу получить, и какой колорист мне для этого нужен. Тем более, сейчас появляется возможность работать с лучшими профессионалами из Америки. С людьми, которые работали с Rihann’ой, Jay-Z, Eminem’ом. И хочется все делать лучшим образом. Так что порою работаю и в минус. Когда хочешь конкретного колориста, но не вписываешься в бюджет, приходится платить свои деньги из гонорара.

Если обратится талантливый человек, но с небольшим бюджетом, поработаете с ним?

Не важно, с каким бюджетом придет человек. Я только «За!» поэкспериментировать. Не важно, за какие деньги делается видео, главное, чтобы это было профессионально. Просто хороший бюджет дает некую свободу действий. Но бывает и так, что с проекта практически ничего не зарабатываю. В России даже хорошие бюджеты порою в несколько раз меньше, чем за границей твой гонорар.

Сейчас снимается очень много малобюджетного видео, ваше отношение к нему?

На мой взгляд, российское представление о малобюджетном видео искажено. На западе порой над так называемым малобюджетным видео может работать огромное количество людей, придумывается идея, пишется сценарий, привлекаются большие силы, создается «атмосфера улицы»… Делается все для того, чтобы зритель поверил. К примеру, клип «99 problems» Jay-Z – полное ощущение малобюджетного видео, хотя снимался топовым режиссером с привлечением серьезной команды.
В России же, имея маленький бюджет, люди просто берут DV камеру и идут снимать под мост, толком не имея в голове даже концепции и должного профессионализма, не думая ни о свете, ни о кадре. Важно не то, что снимается, а как. Взять тех же Братьев Praddd – был определенный концепт, расписаны роли. Мы смогли создать настроение и сделать интересную картинку. Хотя и снимали на цифровую камеру. Я «за» малобюджетное видео, если оно сделано профессионально.

Как вообще видите дальнейшее развитие этой музыки, культуры в нашей стране?

Кто бы что ни говорил, Hip-Hop не умрет. Пару лет назад в России о Хип-Хопе широкие массы в слух не говорили…. А сейчас R’n’B во всех клубах играет. Вообще я очень жду западных инвестиций в нашу музыку. Когда уже поймут, что в это можно вкладывать деньги. Рынок пустует. Качественного продукта нет.

И какую роль в этом играют видео-клипы? Ведь в принципе, у нас на телевидение с завидным постоянством только Тимати. Остальные лишь выстреливают с какими-то работами и сразу же пропадают с телеэкранов.

Тимати держится, потому что это качественно и много вложено труда. Пусть говорят что угодно… Абсолютно не важно, кто и как инвестирует в него. Какая разница? Человек работает. Плюс у него грамотные менеджеры. Что касается клипов, не буду оригинален, но мне кажется, что будущее за Интернетом, где каждый может сам выкладывать свои работы и при этом не платить за ротацию. А зритель сам может выбирать, что и когда ему смотреть. Со временем качество такого интернет-телевидения станет высоким и обычное тв-вещание потеряет свою актуальность. То есть Интернет гораздо конкурентноспособней, чем обычное телевидение. Надеюсь, что скоро в России именно Интернет будет стимулировать конкуренцию среди испонителей, будут больше снимать и больше показывать, как это происходит сейчас во всем мире. Я и сам лажу по сайтам. И на ваш захожу. Но обращаю внимание не только на видео, но и на комментарии. Читаешь некоторые — просто тусовка самовыражающихся болванов. Хочется все-таки конструктивизма. Хотя и на том же Youtub’е порою такое пишут…

Когда только начинали снимать Hip-Hop, R’n’B клипы — это было свое видение или же все-таки заимствование?

Для нас, как и для европейцев, R’n’B и Hip-Hop – заимствованная культура. Пока только французам удалось создать альтернативу американскому хип-хопу. Их слушаешь, и даже не разбирая слов, понимаешь, о чем они читают и музыка качает. Но и нам эта культура довольно-таки близка. А сейчас, пожив в Америке, я даже немного чувствую себя человеком той культуры. Конечно, я много смотрю западного музыкального видео, но это не значит, что я ворую идеи. Нужно просто смотреть и развиваться. Ведь все истории давно за нас придуманы. Так же как и музыка написана. Остается лишь экспериментировать «на тему».
Очень важно не переставать учиться. В этом плане наша страна уникальна. У нас колоссальная история советской киношколы, на которой воспитан весь Голливуд. Получается смешная история: мы смотрим, как они это делают сегодня, а они смотрят, как делали когда-то мы и интерпретируют это по-своему. Тот же модный дизайнер Джон Гальяно, когда приезжает в Питер, первым делом отправляется в Этнографический музей – изучать нашу культуру, чтобы воплотить ее в своих костюмах. Это называется «цитированием», а не плагиатом. Однажды один американский оператор, узнав, что я из России, признался, что он учился на русской камере Красногорск-16, о существовании которой я даже не догадывался. Да и их монтаж воспитан на советской школе. И это абсолютно не означает, что они занимаются плагиатом. Они учатся, и мы учимся. Главное, не бояться творить что-то новое. Я был приятно удивлен, посмотрев последний клип Дискотеки Аварии. Snoop Dogg до того же додумался гораздо позже.

Снимая клип, задаетесь ли целью попасть под формат, в ротацию на телевидении?

Нет, конечно. Изначально цель вообще нарушить каноны «формата». Ужасно делать видео похожие друг на друга, что сейчас в нашей стране и происходит. Все боятся индивидуальности – сплошная фабрика. Для меня главное – делать индивидуальный продукт и делать это хорошо. Я не хочу снимать конъюнктуру, потому что не хочу, чтобы когда-нибудь мой ребенок мне сказал: «Папа, что за фигню ты снимал?». У меня нет задачи подстраиваться даже под артиста, хотя я всегда прислушиваюсь к его мнению. Ведь задача режиссера – донести до зрителя эмоцию исполнителя.

Над «Шлюшками» сразу согласились поработать?

Да, почему нет? Интересная тема. Ведь это сплошной стеб. Хотя с другой стороны, в ней передан дух нашего времени. Вы слышали текст? «Ты ведешься на клипы и тачки…». И это, действительно, так. Но не воспринимайте этот ролик всерьез, это ведь сплошная ирония.

Чего сейчас не хватает нашим артистам?

Нашим артистам не хватает грамотного менеджмента и адекватной оценки самих себя. Они с большой легкостью присваивают себе титулы – Король Хип-Хопа, Легенда улиц, Королева R’n’B и Хип-Хопа… Ну какая она королева? Если ты называешь себя королевой, нужно и выглядеть, как подобает королеве. А порою на наших артистов смотришь и понимаешь, что они банально не умеют следить за своей внешностью. И рядом нет нужного человека (менеджера), который всегда мог бы подсказать. Если ты артист, то ты должен постоянно над собой работать. А пока в России много амбиций, но это не профессиональные амбиции – а понты. К тому же наши хип-хоп и R’n’B артисты слишком разрозненны, они не поддерживают друг друга: поднимается один – забывают о другом. Поэтому и развитие этой культуры в нашей стране очень медленное. Те же 50 Cent и The Game находятся в постоянной конфронтации. Но если нужно появиться вместе на публике, они это делают — делают фьючеринги, снимают совместные клипы. Ведь Шоу-бизнесс – это прежде всего работа.

Пожелание читателям, слушателям, зрителям…

Нужно верить в своего артиста. И совместными силами мы сможем создать новое достойное наследие, культуру.

Спасибо большое, за столь занимательную беседу.



Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.