Год назад он удивил всех, выпустив альбом, посвященный экономическим и социальным проблемам. Но сегодня, готовясь к релизу своего четвертого за последние пять лет альбома, неутомимый Young Jeezy возвращается к тому, что у него получается лучше всего: trap-рэпу для гангстеров.
Jeezy не пользуется Twitter.
Уверен, вы думаете, что сделавший себя сам бизнесмен, который заработал в прошлом году шесть миллионов долларов и недавно вошел в ежегодный список Hip-Hop Cash Kings журнала Forbes, просто обязан иметь аккаунт в Twitter. «Существует ли лучший способ привлечения новых артистов на его рекорд-лейбл Corporate Thugz Entertainment или продвижения 8732, его линии одежды? Как еще можно оперативно информировать своих поклонников о добавлении новых рекламных контрактов в личное портфолио, которое уже включает договоры с Adidas, Belvedere Vodka и Boost Mobile?» спросите вы. Или: «Как сообщать последние новости о ходе совместного летнего тура с Lil Wayne, Soulja Boy и Drake?».
Вы ошибаетесь. «Я определенно не собираюсь быть ниггером, который пишет в Twitter что-то типа: «Я захожу в клуб» или «я сажусь в машину», говорит 31-летний Джей «Young Jeezy» Дженкинс. Понимаете, о чем я?»
За окном теплый июльский день. Jeezy высказывает свое мнение о Twitter’е в ходе обсуждения сетевой пиар-компании с Габриэлем Тесорьеро, его рекламным агентом с Def Jam. Мы находимся в гостиной студии Soapbox, что в районе Атланты под названием Buckhead. Jeezy объясняет свою позицию:
«Я ниггер с улиц, поэтому мне кажется довольно странным, когда каждый в курсе того, чем ты занимаешься. Не так давно я был в клубе, так вот, мне звонит мой братан и спрашивает: «Ты в клубе? Кто-то написал оттуда в Twitter, что ты там». Я оглядываюсь по сторонам, пытаясь понять, кто это мог быть. Это безумие, потому что ты можешь что-то неосторожно сказать, а эти muthafuckas тут же будут «твитерить», «твиттерить», как бы вы не называли это дерьмо. По мне, так это то же самое, что стукачество, наверное, поэтому я и не касаюсь этого».
Как вы видите, Jeezy очень серьезно относится к законам улицы. С 2005-го года, когда «Снеговик» блеснул на всю страну (сначала в качестве участника супергруппы Boyz N Da Hood с Bad Boy South, затем и еще более ярко со своим дебютным альбомом «Let’s Get It: Thug Motivation 101», распроданном почти двухмиллионным тиражом), он остается предан одной и той же теме Южному драг-бизнесу (так же известному под названием «trap»), неизменно раскрываемой с точки зрения его (бизнеса) самого непосредственного участника. Даже несмотря на то, что в течение последнего года многих стало интересовать, до сих пор ли жизненное кредо Jeezy выражено в словах «Trap or Die».
“The Recession», третий альбом рэппера, явился замысловатым концептуальным опусом, который заставил заткнуться всякого критика, до этого называвшего Jeezy «недалеким гангста-рэппером». Релиз повлиял на мнения и внутреннее состояние поколения, смущенного сильнейшим за 75 лет экономическим кризисом, произошедшим в стране, и породил главный политический рэп-гимн года, «My President» страстное одобрение Барака Обамы. Расширяя свои музыкальные границы, Jeezy довольно неожиданно стал завсегдатаем на трэках у R&B-исполнителей, зачитав, например, для Usher’а («Love in This Club»), Ciara’ы («Never Ever») и Akon’а («I’m So Paid»). Он даже примерил костюм от Dolce & Gabbana в своем клипе «Circulate».
Теперь, словно Эйвон Барксдэйл (герой сериала «Прослушка» («The Wire») прим. переводчика) Jeezy хочет вернуться к своим корням. В мае он выпустил «Trappin’ Ain’t Dead», жесткий во всех отношениях микстейп, запомнившийся, в первую очередь, громкими словами из заглавного трэка: «Trappin’ жив, а все эти ниггеры просто напуганы!». Лучшего «разогрева» перед четвертым альбомом, «Thug Motivation 103», над которым рэппер работает с января, представить сложно. Готовящаяся к выходу зимой третья часть серии «Thug Motivation» знаменует возвращение Jeezy к основам к музыке, вдохновляющей тех, кто пытается сделать деньги на улицах. Даже сегодня во времена масштабной экономической эпидемии.
— После создания столь успешно принятого и содержательно богатого альбома как «The Recession», что бы ты сказал критикам, которые могут посчитать твое решение вновь сфокусироваться на trapping шагом назад?
— Ниггеры видели меня, занимающимся всем этим дерьмом… Полагаю, что со стороны все происходящее выглядит как мое развитие. Умственное развитие, на самом деле, идет, но я по-прежнему trappin’. Я принес этот shit в рэп и остаюсь ему верен. Я не собираюсь бросать мое дерьмо, для того чтобы стать более успешным в коммерческом плане. «Thug Motivation 103» это выживание во время и жизнь после рецессии. Что мы собираемся делать на этом этапе? Чтобы они там не думали, я делаю ниггеров лучше, чем они есть. Люди просто понятия не имели о том, что значит само слово «рецессия». Сегодня все хорошо его знают, и далеко не факт, что они услышали его на CNN, ведь чаще всего то, что там показывают, их не касается. Но с тех пор, как они услышали это от «Мистера CNN» (смеется), то есть от меня, оно было понято лучше, и люди переоценили ситуацию. До того как я выпустил «The Recession», уверен, вы не разу слышали слово «рецессия» в новостях. Два месяца спустя бам! Еще два месяца и у нас черный президент. Можете называть меня предсказателем (смеется).
— Насколько готов твой альбом?
— Я думаю… Около 75-ти процентов. Я уделяю ему много времени, потому что хочу, чтобы у меня получился стоящий альбом. В возрасте пятидесяти лет не хочу думать, что однажды я сказал что-то глупое, бессмысленное, ничего не стоящее. Когда я буду старше, я хочу иметь кошку, которая подойдет ко мне, будто говоря: «Мужик, мы через многое с тобой прошли». Видите, как много люди трещат сегодня о Майкле Джексоне? Мне нужно это дерьмо. Потому что он на самом деле помог людям пройти через тяжелые времена. И это может быть простым пением и танцами. Я не пою и не танцую, я мотивирую гангстеров, но, по сути, это одно и то же дерьмо.
— Какие из песен со «103» тебе особенно хочется поскорее представить слушателям? Расскажи о них.
— «Little Homie» одна из записей, спродюсированных J.U.S.T.I.C.E. League. Там я рассказываю о том, что у меня много молодых братьев, которых то и дело «принимают» на улицах. Не раз и не два я разговаривал с ними, но, готов поспорить, до них так и не дошло. Один из моих корешей получил четыре пули во время выборов. В другого (тоже совсем молодого) стреляли из АК. В итоге, ему ампутировали ногу. Мой друган Screwww не так давно отхватил пулю в грудь, и ему вырезали селезенку. И каждый раз, пока я в дороге, я получаю эти звонки с новостями… И это не шутки. Я не хочу однажды остаться совсем без друзей. Еще один мой ниггер, Бу Россини, в прошлом году попал в автомобильную аварию и сломал шею. Он сказал, что во всему виной олень, выбежавший на дорогу. (Смеется) Но мы все прекрасно понимаем, что произошло на самом деле. Это мог быть Belvedere (марка водки прим. переводчика), но уж никак не олень. Slick Pulla в тюрьме. Я понимаю, что я не какой-то там супергерой, и весь мир мне не спасти. Просто хочу сказать: «Послушай, ниггер, если ты собираешься ввязаться в это дерьмо, по крайней мере, имей о нем представление».
Еще мне нравится, что получается из трека «Thug Motivation 103». Первый куплет начинается так: «Young, stay focused, homie, you better/ You the realest thing we got, we thought you knew better/ Hate to blow my own horn, homie, who better?/ And despite of what they think, I’m tryna do better/ And in spite of what they think, I’m making you better/ So you can go back & forth about who’s better». («Ты лучше удерживай свое внимание, брат/ Ты самое честное, что у нас есть, мы думали, ты знал это/ Ненавижу дуть в собственный горн. Кто лучший, брат?/ И что бы они там не думали, я каждый раз стараюсь писать лучше/ И что бы они там не думали, я делаю тебя лучше/ Так что можешь сколько угодно долго размышлять, кто же здесь лучший»). В основном этот трек о том, что люди постоянно сравнивают рэпперов между собой, пытаясь определить, кто же из них лучший поэт. Что ж, круто. Но что, если оставить кого-то из этих рэпперов в Crenshaw (район Лос-Анджелеса – прим. переводчика) или даже его родном районе? Выживет ли он? Поверьте мне, я лучший.
Еще одна композиция «Hood Chick». Мы сделали ее с Канье. И это не просто заявление о том, что я хочу крутую сучку из гетто, как это обычно бывает. Я говорю о том, что мне нужен человек, который будет относиться ко мне так, что я смогу стать лучше, так, что мы оба сможем вырасти. Понимаете, о чем я? Вместо этого я связываюсь с ней лишь просто потому, что она классно выглядит и ничего не знает обо мне, а я хочу ее. Для нее все, моя жизнь, моя друзья это шутка. Одна из них спрашивает: «Почему рядом с тобой целая сотня ниггеров?» Это не гребаный антураж. Это моя семья, между прочим.
Вечер. Солнце медленно садится. Мы стоим на парковке студии Soapbox. Jeezy, допивая вторую рюмку Belvedere (закусывает клюквой), рассказывает мне, продюсеру Don Cannon и Kinky B, одному из менеджеров, о интересных случаях, приключившихся с ним в ходе недавнего концертного тура по Европе.
В марте этого года Jeezy заключил договор с влиятельной менеджмент-компанией Hip Hop Since 1978 (среди прочих ее клиентами являются: Kanye West, Lil Wayne, Drake и Just Blaze), возглавляемой Ги Роберсоном и Киэмбо «Hip Hop» Джошуа. Рэпперу нужна была помощь, ведь, если вы помните, в ноябре 2008 года покончил жизнь самоубийством Шакир Стюарт. Именно этот человек в свое время подписал Jeezy на Def Jam.
— Ты всегда плотно сотрудничал с Шакиром Стюартом. Он подписал тебя, он принимал непосредственное участие в создании всех твоих прошлых альбомов. В этот раз ты работал уже без него. Почувствовал разницу?
— Шэйк, на самом деле, не совался в мои дела. Он позволял мне быть самим собой. Стюарт был мои ниггером. Если я делал что-то безумное, он, послушав запись, делал такое выражение лица, что я тут же понимал, что это не то, нужно будет перезаписывать. Порой такие шутки откалывал. «Что-то я сомневаюсь насчет этого трэка, по-моему, звучит, как будто ты пытаешься затащить меня в постель». Самый смешной человек на свете.
Но, буду откровенен. Я никогда не слушал Шэйка. Потому что мое дерьмо это мое дерьмо, и я делаю его так, как сам хочу. И только так. Но был один случай, я расскажу вам. Речь о трэке «Go Getta» с «The Inspiration: Thug Motivation 102». Я не хотел включать его в альбом, но Стюарт фактически заставил меня. Мы чуть не разругались в пух и прах, когда я узнал, что он полностью свел все это дерьмо. Я записал на припеве Lil Will, парня, подписанного на мой лейбл. Но Шэйк пригласил R. Kelly. Я ничего не имею против Келли, но в этом трэке я хотел видеть своего артиста. Я решил совсем отказаться от этой записи, потому что трэк с R. Kelly это уже слишком. Сколько было споров по этому поводу… На съемках клипа я был в ярости. Часов в шесть утра в день, когда сдавался мой альбом, я позвонил Стюарту и сказал: «Исключи «Go Getta» из альбома». Позднее, когда я выступал на Philips Arena, 20000 человек подпевали мне: «Go Getta! Go Getta!». Творилось полное сумасшествие! Помню, спустившись тогда со сцены, увидел его, стоящего вдали и улыбающегося. «Все еще хочешь поговорить со мной насчет записи?». Я улыбнулся, словно говоря «Fuck you!» и ушел. (Смеется) Я думал тогда: «Ну да, неплохо, неплохо». В этой индустрии всегда было и будет много ниггеров, которые стараются что-нибудь поиметь с меня. Шэйк был не такой он был моим ниггером.
Хочу сказать, что его отсутствие при записи альбома это своего рода вызов для меня. Я должен полностью отдаться работе над этим проектом, потому что люди знают, что Шэйка больше нет с нами, а у меня больше нет такого помощника как раньше.
— Когда ты только подписал контракт с Def Jam, какие планы ты строил касательно своего лейбла C.T.E.?
— Собственно, это одна из причин, почему я подписал этот контракт. Я не просто хотел стать мега-звездой. Я пришел в этот бизнес с ментальностью хастлера, то есть, уже тогда мне нужно было получить возможность со временем стать владельцем следующего Roc-A-Fella, Ruff Ryders, No Limit, Cash Money. Хочу, чтобы C.T.E. вырос в нечто подобное. Хочу работать с такими же ниггерами, как я сам, с теми, у кого никогда не было возможности заявить о себе. Ведь никто и никогда не давал мне шанс. Я не смог бы даже начать рассказывать вам историю о том, через что мне пришлось пройти, прежде чем я расписался под своим контрактом. Так что все это не мой личный каприз. У меня был целый ряд причин. С другой стороны, не думайте, что мне плевать на себя. LA Reid рассказал бы вам. Спросите Паффа, сколько времени у меня заняло обналичить тот чек, который я получил за участие в Boyz N Da Hood. Я уже думал, что это дерьмо навечно осело в офисе моего адвоката. Пафф подтвердит, он четырежды отрывал этот чек. Вы же знаете, сколько времени эти чеки остаются действительными. Спросите Def Jam они расскажут вам, как много у них просроченных чеков.
— Ты уже весьма успешный артист. Принимая это во внимание, немного неясно, для чего тебе сотрудничество с Hip Hop Since 1978. Объясни.
— Я всегда сам управлял собственной карьерой, но сегодня я делать это уже не в состоянии. Признаюсь честно, я был перегружен. Каждый день я просыпался и лично занимался всем своим бизнесом. В то же время мне нужно было записываться в студии. Моя прежняя менеджмент-команда делала, что могло, но постепенно разного дерьма стало слишком много. Нужно разобраться с Belvedere, с Adidas, со съемками в кино, моей линией одежды. Все это деньги, на которые я буду жить, когда придет время уходить со сцены. Я видел, как много вещей успевает делать Ги Роберсон, и однажды спросил его: «Как ты все это успеваешь?». Мы стали разговаривать, и в итоге я говорю: «OK, ты можешь делать все то же самое для меня?». С Кинком мы «с первого класса вместе». Мы оба столкнулись с дерьмом, которым никогда раньше не занимались. Мы ниггеры не из этой индустрии, так что нам было сложно было привыкнуть к тому, что теперь мы занимаемся этим каждый день. И когда я стал отмечать про себя, что начал говорить правильно и сам могу вести настоящие переговоры с muthafuckas, подумал: «Оу, я захожу слишком далеко». Не хочу ничего менять в Jeezy, потому что я люблю себя таким, какой я есть. И теперь, когда мне стали помогать ребята с Hip Hop Since 1978, я могу быть самим собой. Два разговора, и мы ударили по рукам.
— Другой клиент HHS78 Drake недавно подписал большой контракт с Universal. Многие люди полагали и полагают, что ему не стоило связываться с мейджором, а ты что думаешь?
— Если бы сегодня я оказался на его месте, предпочел бы продвигаться без помощи лейбла. Для мейджора он один из многих, со временем он перерастет этот уровень. Но бывает, что у тебя просто нет возможности пробиться в одиночку. Я прошел через это. Сколько копий своего альбома ты продашь из багажника и среди своих близких? Не поймите меня неправильно, именно близкие и улицы сделали меня тем, кто я есть, но в те времена не было iTunes. Сегодня, будь я Drake’ом, я бы не стал связываться с лейблом. Ради чего? «Я выпускаю только синглы. Хрен с ними с альбомами. Зацените мой новый сингл. Идите скачайте его. Я буду выпускать по синглу каждый месяц». Если у тебя достаточно большие цели, достаточно много слушателей и у тебя есть, что предложить, то зачем позволять кому-то еще зарабатывать на этом?
Jeezy недавно начал процесс по приобретению Soapbox Studios. Он планирует сделать своей собственностью рекорд-студию для Boo Rossini, JW, USDA и других артистов с C.T.E. Главная студия, где он и Cannon сегодня записывались до 11 часов утра, и где записывается весь «103» это элегантное помещение приятного земельного цвета с деревянным полом. Однако, прямо сейчас Jeezy находится в подвальной некрашеной комнате с потрепанными диванами, в углу красный ковер и ряд, очевидно, давно уже нефункционирующих колонок. Что действительно привлекает внимание в этой комнате, так это черный пистолет, который лежит на столе, перед Jeezy.
Jeezy никогда не делал центральной темой своего творчества конфликты с другими артистами. Он говорил ранее и повторяет сейчас: «Я не участвую в бифах». Но недавно появилась пара прецедентов.
Во-первых, вновь разгорелась давно затихшая история, которая касается Gucci Mane, бывшую trap-звезду Атланты, ставшую рэп-знаменитостью. В 2005 году Jeezy и Gucci записали вместе клубный хит «Icy», но вскоре разругались, не найдя компромисса в споре о роли каждого в авторстве трэка. Jeezy записал дисс «Stay Strapped», в котором предлагал вознаграждение тому, кто принесет ему цепь Gucci, и выпустил его в Интернете. Вскоре после чего, пятеро мужчин ворвались в дом, где находился Gucci. Рэппер застрелил одного из них Henry Lee Clark’а III. Адвокат Gucci настаивал на том, что убитый был связан с Jeezy. Cам Gucci был оправдан его действия были признаны самообороной. До весны этого года все было спокойно, по крайней мере, публично. Jeezy посчитал, что Gucci задел его в микстэйповом трэке «Hurry» и резко ответил ему трэком «24-23 (Kobe, LeBron)», в котором заявил: «Сегодня на мне дерьмо от Луи, fuck some Gucci, mane».
Также непростые отношения у Jeezy с DJ Drama, чья популярная серия микстэйпов «Gangsta Grillz», которая пять лет назад существенно помогла рэпперу пробиться. Jeezy прокричал «Fuck DJ Drama!» на прошлогодней вечеринке, посвященной выходу «The Recession», в Нью-Йорке. После этого было выяснение отношений между членами C.T.E. и членами Aphilliates, команды DJ Drama на церемонии вручения наград Dirty Awards в Атланте, в декабре прошлого года. Последний случай произошел в июне в клубе Luckie Lounge (тот же город), когда в результате очередной стычки двух группировок, трое человек были госпитализированы с ножевыми ранениями.
Довольно очевидно, что Jeezy не сильно нравится отвечать на вопросы, касающиеся этих тем, но он спокоен и откровенен… со стволом, мирно покоящимся в паре дюймов от его правой руки.
— Ты и Gucci в прошлом имели определенные проблемы. Но, отстранившись от этого, можешь ли ты сказать, что он достоин уважения за то, что он делает в музыке? За последнее время он стал серьезным артистом…
— Я даже не смотрю на это с подобной точки зрения, потому что у меня нет времени следить за другими артистами, считать их деньги я занимаюсь собой. Мне не интересно, что делает этот ниггер, злится ли он или что-то еще. Я далеко не эмоциональный ниггер. Случается, что одни ниггеры спрашивают меня про других, но я не хочу слушать кого-либо сидящего и рассуждающего на эти темы. Это дерьмо не стоит моего внимания, и вашего. Тем более, в МОЕМ интервью.
— Учитывая то, что микстэйпы «Gangsta Grillz» занимают не последнее место в твоей карьере, многие были поражены, узнав, что ты сказал «Fuck DJ Drama» со сцены в прошлом году…
— Он стал вести себя как последняя сука. Drama не хотел никому помогать. Он сильно изменился, захотел стать вторым Khaled’ом. Посмотрите на его команду все люди, которые были с ним раньше, ушли от него. Он никогда не был на улицах. У меня никогда не может быть бифа с подобным ниггером. Он – cornball (буквально: сладкая воздушная кукуруза; на сленге также используется для обозначения простака, обывателя – прим. переводчика). До того, как федералы поймали его на незаконной торговле, он продал миллионы моих микстэйпов. Я в жизни не делал тех денег, какие сделал он на микстэйпах «Trap or Die» и «Tha Streetz Iz Watchin», потому что он сам продавал его. Я не хейтер. Но больше мы никогда не сделаем совместный микстэйп. Я не взял с него денег за участие в «5000 Ones» (трэк с первого официального альбома DJ Drama на Atlantic Records). А потом, когда я прошу его о записи для одного из моих артистов, он говорит мне, что это будет стоить 20 тысяч долларов! Я выбью дерьмо из Drama. Он знает это. Он не был честен. Но если я просто его побью, это не заставит его уважать мои убеждения. Я просто больше не буду иметь с ним никаких дел. И сделаю так, что множество реальных ниггеров тоже не будут с ним больше связываться. Вокруг полно ниггеров, которые злы на Drama, потому что он не делал то, что должен был. Он не должен брать деньги у людей, если он не выполняет свои обещания.
— Был ли ты расстроен в связи с тем, что он сделал «Gangsta Grillz» с Gucci Mane?
— Его деньги меня никоим образом не касаются. Так что из-за чего бы мне было злиться? Если бы он поработал с моим человеком, не запрашивая с меня 20 тысяч долларов, то можно было бы говорить о нормальных отношениях между нами. Если это бизнес, то делаем бизнес. Но если мы собираемся быть настоящими ниггерами, так давай будем ими.
— Чувствуешь ли ты, что твои отношения с DJ Drama и Gucci Mane еще могут наладиться?
— Нет, не все так просто и легко поправимо в нашей жизни. Я не считаю себя каким-то злющим ниггером. Но. Правильное остается правильным, а неправильное неправильным. Мое искреннее убеждение: мужик всегда должен оставаться мужиком. Вообще, все эти вещи, о которых мы говорим, больше, чем просто конфликт. Я продвигаю их. Скажете, не так? Просто поговорите с ними, не задавая вопросов, касающихся меня, и вы убедитесь, каким глупым и скучным получится интервью.
Примечание редактора: на момент публикации интервью конфликт Young Jeezy и DJ Drama, судя по всему, исчерпал себя.
Семен Галькевич / XXL