Коллеги с сайта Wonderzine.com поговорили со сценаристками «Лондонграда» Леной Ваниной и Лили Идовой о том, как написать оригинальный сериал в России, поднимется ли у нас развлекательное телевидение с колен и какую роль в этом могут сыграть женщины.
Об отношении к сценаристам
Лена Ванина:В России считается, что сценарист написал сценарий — и пока, на площадке он уже не появляется. А это совсем не правильно. Потому что когда за день нужно снять 10 минут экранного времени, у всех членов группы огромное количество вопросов, и в сериалах именно сценарист способен ответить на них лучше всего. Отдельный трюк «Лондонграда» был в том, что он снимался блоками по четыре серии. Так в России не делает почти никто, потому что это дорого. А у нас была возможность взглянуть на героя в первом блоке, увидеть, что та интонация, которую мы для него придумали, не работает, и быстро это исправить в следующих блоках. Поэтому мы параллельно писали и сидели на съемках.
Лили Идова: К тому же у «Лондонграда» сложная структура: в каждой серии есть как минимум один центральный «кейс», разрешаемый к концу серии (иногда два), и 2–3 побочных истории, связанные с «горизонтальными» сюжетами всего сезона. В каждом из этих кейсов должно быть как минимум два резких поворота сюжета. Часто бывало, что в уже практически готовой серии находишь небольшую несостыковку или логическую ошибку, пытаешься ее разрешить — и разваливается вся серия. В некоторых сериях от первого драфта не оставалось камня на камне. Вообще это бесконечный процесс. Всегда кажется, что что-то еще можно подтянуть, усилить. По-настоящему переписки заканчиваются только на съемочной площадке.
О женщинах в российской сценарной и сериальной индустрии
Лили Идова: Предубеждения против женщин-сценаристов, конечно же, есть, они мало чем отличаются от предубеждений против женщин в любой другой профессии. В этом проекте я работала вместе с мужем, поэтому, разумеется, часть людей, незнакомых с нашим процессом, считали, что пишет он, а я завариваю чай и приношу ему тапочки.
Лена Ванина: Конечно, если у тебя нет имени и ты девушка, тебе будет сложнее. Я лично сталкивалась с такими взглядами: о, ну ясно, очередная баба, еще и блондинка, наверное, чья-то любовница. Но это всё на самом деле проверяется работой довольно быстро. То есть если люди — уроды, а такие бывают, и недовольны твоей работой только потому, что ты девушка, ну, значит, от таких надо бежать, потому что они тебя потом кинут, даже если ты будешь показывать идеальный результат. Потому что у них в голове явно что-то не так устроено. Но если у кого-то есть предрассудок, что вот ты молодая красивая и, наверное, чья-то подружка, а ты приносишь им крутой материал, всё тут же проходит. И тебя начинают уважать только больше. В России есть успешные сценаристки. Никто девушкам не мешает работать, нет никакого мужского лобби, которое тебя куда-то не пускает. Да, есть косые взгляды иногда, ну а где, в какой профессии их нет? Мне кажется, на этот счет нужно просто расслабиться и делать свое дело.
О равноправии главных героев сериала
Лили Идова: Взаимоотношения Миши и Алисы основаны скорее на классовых, чем на гендерных противоречиях, и на разнице темпераментов. Алиса— Москва, Миша — Питер. Для нее решение кейсов — это планирование и расчет. Дня него — наитие и серьезные риски. И, конечно же, они с самого начала задумывались как равноправные партнеры.
Лена Ванина: Миша и Алиса не просто равноправные, они дополняют друг друга. И там, где одного заносит в силу характера, другой его быстро возвращает в нужное русло. В этом смысле дико круто, что не было никакого желания ни у канала, ни у продюсеров показывать такие традиционные избитые схемы: крутой парень-умник и при нем нежная девочка-красавица. Алиса местами сильнее и умнее Миши. У нее холоднее ум, она может более рационально принять какие-то решения. Нам очень хотелось, чтобы между ними всё время была химия — чтобы их то притягивало друг другу, то чуть-чуть разносило. Мне кажется, что даже в русском кино всех уже утомили шаблонные гендерные роли. Мы все-таки делаем кино для молодых людей. Я вот езжу вожатой в детский лагерь «Камчатка», так там иногда бывает на первый взгляд непонятно по прическе подростка и его манере одеваться — это девочка или мальчик. Им круто с этими парадигмами играть. Ну какие им истории про рыцарей и принцесс?
О возрождении российского телевидения
Лили Идова: Хороших российских сериалов, действительно, не так много, как хотелось бы. Но проблема не в отсутствии таланта или спроса у публики. Просто в России очень мало телеканалов, которые могли бы заказать серьезный, интересный материал. Нет кабельного телевидения, напра
вленного на нишевые аудитории. За последний год самое интересное, что я видела из сериалов, выходило вообще только в интернете: «Оранжевый — хит сезона», «Несгибаемая Кимми Шмидт», «Катастрофа», «Конь БоДжек» — все эти сериалы создавались в обход традиционной телевизионной схемы. Это позволяет им не гнаться за гигантскими рейтингами и брать на себя бОльшие творческие риски. Когда в России появится альтернативная система производства и дистрибуции, возникнут и качественные сериалы.
Лена Ванина: Мне кажется, нам всем нужно потихоньку избавляться от снобизма, и давать продуктам, которые производятся у нас в стране, шанс. Я вот «Физрука» смотрела — и мне нравилось, «Школу», «Краткий курс счастливой жизни», мне понравилась «Оттепель», понравился сериал «Ликвидация». Очень у многих сидит в голове такое предубеждение — ой, ну это русский сериал, всё понятно. Самое страшное, что такое отношение встречается даже у людей на площадке — зачем выкладываться, если этот сериал будут смотреть домохозяйки на кухне? Я вижу большое количество людей в индустрии, которые серьезно относятся к тому, что они делают, и, вопреки всем проблемам, стараются сделать что-то круто. Я очень жду работу Бори Хлебникова и Семена Слепакова — «Озабоченные». Когда мы с Ромой Волобуевым возили на петербургский медиафорум наш пилот сериала «Завтра», мы там видели одну серию «Озабоченных». Это очень смешно и талантливо без всяких скидок.
Сейчас не самый простой момент для российского телевидения. С одной стороны, уже выросло новое поколение профессионалов, с другой — многие продюсеры требуют сделать дешево и круто. И это крутая задача — придумать дешевую историю, которая никак не потеряет в качестве и увлекательности. Можно снять крутой сериал в одной комнате, я в этом совершенно убеждена. Сейчас есть ощущение, что если ты сделаешь что-то мало-мальски талантливое, про тебя сразу будут говорить и писать. Это плохо и вредно. На Западе, например, даже самые именитые авторы могут принести заявку на канал, и им скажут: «Ну, как-то это не очень, не работает, приноси другую». И они пойдут и будут придумывать другую, ничего. А у нас: «Как это? Я же гений, а меня не поняли. Всё, прощайте, ничего для вас больше не буду делать». Очевидно, что сейчас очень крутой момент для молодых людей с хорошими мозгами сделать что-то свое. Это только кажется, что телевидение — это крепость, в которую не пробраться. Если у тебя есть крутой оригинальный сценарий, в конце концов ты его продашь. Может быть, это звучит утопически, но я в это верю.
Об отношениях с аудиторией
Лили Идова: Создатели некоторых сериалов думают, что пишут для «тупых», но и зрители именно поэтому считают просмотр сериалов бездарной потерей времени, не требующей концентрации и эмоциональных или интеллектуальных затрат. Я довольно часто слышала от людей в индустрии фразу: «Наш зритель смотрит телевизор затылком, пока режет колбасу». Так покажите ему что-то, ради чего ему стоит повернуться к экрану, может, он тогда и колбасу отложит.
Лена Ванина: Тех, кто говорит, что публика — быдло, нужно гнать из профессии. Такие люди и есть главное зло. Ты не виноват в том, что тебя всю жизнь кормили только вареной колбасой и ни разу не дали попробовать хамон, потому что его просто не было в твоей стране. И это уж точно не значит, что, когда он наконец появился, нужно говорить: «О, ну хамон-то я сам сожру, потому что я гурман, а этот пусть жрет вареную колбасу, он к ней привык, а хамон ему вообще покажется тухлятиной, он его не поймет». Ну, привет, ребята.
С полной версией интервью можно ознакомиться здесь