Новая рубрика A-One рассказывает о хип-хоп сценах отдельных регионов мира. В первом выпуске – близкая к нам Украина со своими звездами, новичками и легендами.
Сразу оговоримся, что мы не претендуем на то, чтобы охватить всю историю украинского хип-хопа сразу, а сочредоточимся лишь на самых ярких его моментах.
Украинский хип-хоп всегда выделялся особой манерой читки, граничащей с пением, – и был намного более мелодичным, чем русский.
В девяностые украинский хип-хоп переживал период активности. Появлялись первые группы, проходили популярные фестивали, рэп постепенно проникал на ТВ и радио. И первопроходцами здесь были «Танок На Майданi Конго».
Существующая с конца восьмидесятых группа принципиально читает только на украинском – а кроме этого ведет свои программы и снимает документальные фильмы об украинском хип-хопе. ТНМК записывают новые треки (последний на данный момент альбом коллектива – «С.П.А.М» – вышел в 2010 году), но их уже ставшие классическими композиции – вне конкуренции.
В 1995 году свой первый альбом выпустили другие долгожители украинского хип-хопа девяностых – ВУЗВ (Вхід У Змінному Взутті).
Поистине феноменальная группа, чьи неформатные клипы крутились на всех центральных каналах страны, – сегодня она, к сожалению, уже не функционирует. Периодически в СМИ появляется информации о воссоединении коллектива в каноническом составе, но до новых песен дело не доходит.
Центром украинского хип-хопа тогда стала бывшая столица страны Харьков. Фестиваль «In Da House», который считался главным событием в украинском хип-хопе в конце девяностых, собирал лучших артистов Украины и России. Неудивительно, что корни многочисленных исполнителей, которые сейчас на слуху, идут именно оттуда.
Самым ярким представителем «харьковской» школы того времени стала группа «Убитые Рэпом» (позже переименованная в «У.эР.Асквад»), в состав которой входили Lojaz и A-Три.
Артисты заняли призовое место на культовом в то время фестивале «Rap Music 1997», а их хит «Ветер» знали любители хип-хопа далеко за пределами Украины. Интересный факт – в клипе на эту песню можно увидеть сразу четыре времени года, и это не чудеса монтажа или компьютерная графика – музыкальное видео действительно снималось в течение 12 месяцев. У.эР. и Lojaz до сих пор выпускают альбомы – например, последний вышел в прошлом году.
Еще один яркий посланник Харькова – Миша Крупин, в конце девяностых выступавший под псевдонимом Туман.
Крайне харизматичный и талантливый рэпер, он демонстрирует равнодушие к собственному творчеству – предпочитая писать треки для Тимати и Богдана Титомира. Но если соберется с силами – то держись, получаются такие ироничные и хитовые вещи:
Из Харькова вышла самая громкая инди-сенсация начала нулевых – дуэт 5’nizza.
Андрей Запорожец и Сергей Бабкин начали с выступлений на Казантипе, записали дебютный альбом, ставший невероятно популярным, и прокатились с гастролями по всей России – их сплав регги, соула и авторской песни звучал очень самобытно и ни на кого больше не похоже.
В таком составе коллектив просуществовал до 2007 года, когда пути артистов разошлись – Запорожец занялся своей фанк-группой SunSay, а Бабкин сосредоточился на игре в театре, также периодически выпуская пластинки под своим именем. Реюниона группы особо преданные поклонники ждут до сих пор.
В начале 2000-х оформилась и хардкор-ветка украинского хип-хопа. Здесь можно вспомнить группу «Инвалиды Кунг-Фу» из города Белая Церковь. Она довольно необычным образом разбавляла свои треки юмором, появилась на нескольких сборниках «Касты», а после этого незаметно приостановила свою деятельность. Но главный хит «Инвалидов» – песня «Бомж Василий» – хорошо слушается и сегодня.
С середины нулевых начинается история группы «Зеленые Каштаны»: в то время в коллектив входило семеро человек, но позже в формации остался только KJ, к которому присоединились Alex XL и DJ Max Chorny. Именно в таком составе артисты выпустили единственный альбом группы «Мир не прост» на лейбле Влада Валова «100Pro», а также сняли клип на сингл «Киевские красотки».
Кстати, участники популярной ныне группы «Новый Союз» – выходцы именно из тусовки «Каштанов».
Нельзя не вспомнить и о николаевском коллективе «Банги Хэп», который был известен на постсоветском пространстве благодаря хиту «Огонек».
В дискографии группы числится несколько полноценных альбомов, а ее участники и до сих пор активны: буквально недавно представили новый сингл «Так И Будет».
Постепенно – особенно с развитием интернета – украинские рэп-артисты становились известными и за пределами страны. На телешоу «Битва за респект» появились сразу два ярких рэпера – Лион и Герик Горилла (участник популярной группы «Фора», позже сменивший псевдоним на Гига).
Первый пробовал заигрывать с мейнстримом, записывая песни для радио, но потом вернулся к более-менее традиционному рэпу. Второй удивил нас необычной и очень быстрой манерой читки. Обоим рэперам удалось наладить контакты с российской сценой, что видно по треклистам их последних пластинок – в них есть имена почти всех популярных российских рэперов.
Похожая судьба и у группы «Новый Союз».
Она запомнилась нашим слушателям озвученным девизом «Киевский рэп живет» и вирусным треком про Рамзана Кадырова. А к концу нулевых группа добилась некоторой популярности в России – благодаря ярким клипам и поддержке группы Centr.
Но, безусловно, главным украинским прорывом двухтысячных стала группа «Бумбокс».
Отчасти следуя рецептам 5’nizza, коллектив соединил украинскую напевность с соул-вокалом Андрея Хлывнюка – и сорвал на этом банк. Хиты «Вахтерам», «Та, что» и «Хоттабыч» до сих пор прекрасно звучат на концертах, хотя постепенно группа несколько сменила вектор – от полуакустического звучания к более насыщенному. Песни теперь исполняются полноценным «живым» составом, по мощи и драйву не уступающим Red Hot Chili Peppers.
В прошлом году у коллектива вышел новый альбом, а в этом она успела принять участие в трибьют-концерте памяти Михея.
Практически совсем не известный в России рэпер Вова Зі Львова у себя на родине считается большой звездой. В двухтысячных львовский исполнитель вел программу на центральном музыкальном канале, а потом начал собственную музыкальную карьеру. Слова его главного хита знают даже те люди, которые не особо увлечены хип-хопом.
В начале второго десятилетия нового века Украина продолжала гнуть свою линию, поставляя ярких, необычных и мелодически одаренных артистов. Вот – один из них.