В Москве открылся Международный фестиваль нового документального кино о музыке «Beat Film Festival». Он будет проходить в третий раз до 30 мая. В этом году его основной площадкой стал кинотеатр «Горизонт», артхаусный кинотеатр сети «Формула кино».
Фестиваль открылся документальным эпосом «МАРЛИ» оскаровского лауреата Кевина МакДональда, впервые показанным на Берлинском кинофестивале в этом году. Фильм длится более двух часов и скроен из редчайших записей, кадров и слов, произнесенных самим Бобом Марли на пленку, а также из откровенных, смешных и печальных рассказов людей, окружавших его всю жизнь. В основной программе фестиваля — 10 громких документальных лент, премьеры которых состоялись на крупных международных фестивалях в последние два года.
«Бабушка Lo-Fi» / GRANDMA LO-FI: The Basement Tapes of Sigrídur Níelsdóttir
Дания/Исландия, 2011, 65 мин.
Режиссеры: Кристин Бьёрк Кристьянсдоуттир aka Kira Kira, Орри Йоунсона и Ингибьёрг Биргисдоуттир
В фильме снимались: Mugison, múm, Sin Fang, Hildur Gudnadottir, Mr. Silla, Kria Brekkan
Невероятная история скандинавской пенсионерки Сигридюр Нильсдоуттир, которая начала сочинять музыку в возрасте 70 лет, играя в своей гостиной на простенькой электронной клавиатуре и обычных бытовых и кухонных предметах. Таким необычным образом она записала 59 альбомов за семь лет и обрела в Исландии по-настоящему иконический статус, вдохновив своим подходом к творчеству многих исландских музыкантов (в том числе именитых múm и Sigur Ros), и все они теперь отдают ей дань уважения, исполняя в фильме театрализованные номера под ее музыку. Режиссеры фильма — дебютанты в кино, но гении от музыки и визуального искусства: в фильме съемки на 16-миллиметровую пленку комбинируются с изобретательной анимацией, достойной Музея современного искусства в Нью-Йорке, где этот фильм и демонстрировался наряду с множеством других международных фестивалей.
Награды и фестивали:
Фестиваль документального кино CPH:DOX – лучший фильм в номинации Sound & Vision
Роттердамский кинофестиваль – участник программы Bright Future
Кинофестиваль SXSW – приз зрительских симпатий
«Антон Корбайн наизнанку» / ANTON CORBIJN INSIDE OUT
Голландия, 2012, 90 мин.
Режиссер Клаартье Каюрайнс
В фильме снимались: U2, Depeche Mode, Metallica, Лу Рид, Arcade Fire
Глубокий и личный портрет известного фотографа и режиссера, работы которого всегда сочетали в себе его любовь к фотографии и музыке одновременно. Антон Корбайн сделал себе имя, прежде всего, как автор черно-белых портретов таких людей как Боно, Клинт Иствуд, Майлс Дэвис, Rolling Stones, Бьорк и многих других. Его работы не только появлялись на обложках знаковых музыкальных альбомов и модных журналов последних двадцати лет, но и сформировали художественный вкус целого поколения, выросшего на этих самых пластинках и журналах. Однако в силу своего характера и профессии Корбайн всегда оставался за кадром и оставался непроницаемым для посторонних взглядов, в фильме же режиссер распутывает его личную историю и следует по пятам за своим героем. Так зритель становится его попутчиком по поезду, выслушивает шутки Боно о том, что в кадре Корбайна он всегда выглядит лучше, чем на самом деле, оказывается свидетелем съемок с Джорджем Клуни, кухонных разговоров с матерью и семейных обедов, предваряемых молитвами (отец Корбайна был священником).
Награды и фестивали:
Берлинский кинофестиваль – участник программы
«Х.уй-х.уй»
Россия, 2012, 46 мин.
Режиссер Наталья Мещанинова
В фильме снимались: Сергей Шнуров, Юля Нога, Роман Парыгин
Фильм-концерт группы «Ленинград», где героями являются не музыканты, а зрители. Целое этнографическое исследование на тему того, кто же такие поклонники «Ленинграда», выполненное против всех законов жанра. Сами музыканты выступают тут соучастниками съемочного процесса – одна из камер, например, закреплена у Шнурова на животе. Другие же камеры следуют за поклонниками группы, довольно смешно и точно фиксируя их эмоции и поступки от объятий до драк, и передавая атмосферу оголтелого веселья и зашкаливающего адреналина, которыми славится «Лениград». Ужасно смешно, до слез мило, временами страшно — эффект присутствия в полный рост.
ВНИМАНИЕ! В фильме присутствует нецензурная лексика.
«Girl Walk // All Day»
США, 2011, 70 мин.
Режиссер Джейкоб Крупник
Формально художественный фильм, на деле — эксперимент, расширяющий границы музыкального клипа на одну песню, до эпического музыкального фильма. Танцевальное видео, любовная драма, урбанистическая зарисовка — все эти определения также верны. История влюбленной в танец девушки, сбежавшей из провинциальной балетной школы в Нью-Йорк, разворачивается в узнаваемых нью-йоркских декорациях: парк High Line, универмаг Bloomingdale’s, Стадион Янки и Центральный Парк. Исследуя город, она экспериментирует с разными стилями танца, приглашая самых обычных горожан танцевать вместе с ней. Саундтрек к фильму — мэш-апы с альбома «All Day» известного нью-йоркского музыканта Грегга Гиллиса также известного как Girl Talk.
Фестивали и награды:
Кинофестиваль SXSW — участник специальной программы
Kickstarter Film Festival
«Марли» / MARLEY
США/Британия, 2012, 144 мин.
Режиссер Кевин МакДональд
Последний шедевр оскаровского лауреата Кевина МакДональда и первый фильм, авторизованный семьей Боба Марли, в своем величии ничуть не уступающий своему главному герою. Однако главное достоинство фильма — не редчайшие записи, кадры и слова, произнесенные самим Марли на пленку, не эффектные пролеты с камерой над родной деревней, в которых МакДональд уподобляется Фрэнсису Форде Копполе и его «Апокалипсису сегодня». Главное — это образ живого человека, создаваемый МакДональдом: отца девяти детей от семи разных женщин, человека, который следует универсальному набору правил, поражающих своей мудростью и простотой, обладателя черной кожи и «белой» фамилии, чьему удивительному голосу покорялись не только миллионы людей, но и целые государства, в чьем примирении он участвовал. Используя сотни интервью с людьми в диапазоне от его бывших одногруппников до бывших жен, километры архивной хроники и беспроигрышный набор песен, которые известны каждому, МакДональд создал блестящий, безумно увлекательный и красивый портрет человека, про которого, казалось бы, и так все известно. Но это обманчиво: видели бы вы хотя бы, как он играет в футбол.
«The Libertines: Невинных свидетелей не бывает» / THE LIBERTINES: THERE ARE NO INNOCENT BYSTANDERS
Британия, 2011, 87 мин.
Режиссер Роджер Саржент
В фильме снимались: Карл Барат, Пит Доэрти, Джон Хэсселл, Гэри Пауэлл
«Самая скандальная группа Великобритании, попадающая на обложки таблоидов с той же регулярностью, с какой ее лидер Пит Доэрти — в тюрьму». Такую репутацию заслужили The Libertines в самом начале нулевых, даром что их пластинки ставили в один ряд с The White Stripes, The Strokes и прочими героями страшно популярного тогда ретророка. С тех пор Пит Доэрти и Карл Барат умудрились разругаться в пух и прах, создать каждый по своей группе и в результате снова собраться вместе, чтобы сыграть в качестве хедлайнеров на фестивалях в Ридинге и в Лидсе в 2010 году. Этот формальный повод позволил Роджеру Сарженту, по сути, стать еще одним членом группы, и получить доступ всюду: в студию, где группа репетировала, в пабы, где она проводила времени не меньше, в гримерки, где выжимала футболки после концертов, и просто в не самые очевидные, но памятные для «либертинов» закоулки Лондона. Самое ценное, впрочем, даже не это, а почти что дружеские, пропущенные через призму нескольких пинт байки Доэрти и Барата, полные крепкой британской ругани, метких шуток и неизменного обаяния.
Награды и фестивали:
Фестиваль документальных фильмов CPH:DOX — участник
Фестиваль In-Edit — участник
«Рифмы ритмы и жизнь: Странствия A Tribe Called Quest» / BEATS RHYMES & LIFE: THE TRAVELS OF A TRIBE CALLED QUEST
США, 2011, 97 мин.
Режиссер Майкл Рапапорт
История одной из самых влиятельных и прославленных хип-хоп формаций Западного побережья A Tribe Called Quest удачно балансирует между настоящим драматическим кино и увлекательным экскурсом в уличную культуру Нью-Йорка последних двадцати лет с Beastie Boys и Квестлавом из The Roots в качестве проводников. Когда история про счастливых мальчишек из Квинса 80-х заканчивается вместе с архивной пленкой и школьными фотографиями, отцы-основатели, ответственные за золотой век хип-хопа, остаются один на один — и начинается игра бицепсами, борьба за влияние, дележ роялтиз и ругань, произносимая не менее виртуозно, чем иные речитативы A Tribe Called Quest. Известный актер Майкл Рапапорт, взявшись за документальный фильм о группе, которую слушал четверть века, сделал в итоге безукоризненный фильм, показывающий все этапы существования практически любой группы: от любви до ненависти, от невероятного азарта, заставляющего сочинять рифмы не в бровь, а в глаз, до реюнион-туров, которые не приносят ничего, кроме денег.
«Знакомиться с людьми просто» / MEETING PEOPLE IS EASY
1998, Великобритания, 95 мин.
Режиссер Грант Ги
Ревущий Гластонбери, пустые гостиничные номера, изматывающие переезды, бесконечные интервью и попытки выговорить название радиостанции чтобы записать еще один джингл, от которых уже сводит зубы, — единственный документальный фильм о группе Radiohead показывает болезненную трансформацию скромного квартета из Оксфордшира в главную рок-группу планеты, а также обратную сторону признания и коммерческого успеха по обе стороны Атлантики. Назвав фильм «Знакомиться с людьми просто», британский режиссер Грант Ги (автор фильмов «Joy Division», «30th Century Man» о Скотте Уокере и многих клипов Radiohead, в том числе на песню «No Surprises») очевидно имел в виду мизантропический нрав Тома Йорка, который однако не помешал ему проехать с группой целый тур и снять фильм, как нельзя лучше рассказывающий все о Radiohead. Группе, которая, к слову, ненавидит группиз. Показ приурочен к 15-летию с момента выхода альбома «OK Computer», который запечатлен в фильме.
«Еще одно слово на П» / THE OTHER F WORD
США, 2011, 98 мин.
Режиссер Андреа Блаугрунд
Пронзительный, смешной и неожиданно мудрый взгляд на то, как ветераны панк сцены (в фильме появляются люди в диапазоне от Фэт Майка из NOFX до Фли из RHCP) справляются с вызовами отцовства. Разумеется, попытки матерящихся, покрытых с ног до головы татуировками музыкантов примерить на себя костюм добропорядочного папаши из раза в раз оборачивается уморительной комедией положений. Одни отцы тайком вытаскивают кукол барби из своих чемоданов в преддверии очередного тура, другие являются к директору школы в футболке «fuck the police». Все это, впрочем, не делает фильм одним только сборником анекдотов, но куда глубже исследует, как и во что эволюционирует идея протеста и анти-авторитаризма в тот момент, когда самому нужно становиться авторитетом и ходить на родительские собрания.
Боже храни Оззи Осборна / GOD BLESS OZZY OSBOURNE
США, 2011, 91 мин.
Режиссеры Майк Флейсс, Майк Писцителли
Оззи прыгает через скакалку, прежде чем выйти на сцену, фотографируется со своими сестрами, наряженными как новогодняя елка, постоянно бормочет «мать твою» — и делает все для того, чтобы в его шестьдесят с лишним лет никто не мог упрекнуть его в том, что он выжил из ума или совсем объелся мороженного. Несмотря на то, что среди продюсеров фильма значится его сын Джек, в фильме, раскручивающем историю Осборна от детства в Бирмингеме до настоящего момента, нет ни капли снисхождения или ностальгии. Это по-прежнему тот же самый человек, который откусывал головы летучим мышам, употреблял наркотики в промышленных масштабах, изобрел все, что только можно было изобрести, включая хеви-метал, и по странному стечению обстоятельств остался жив. Выясняется масса занимательных подробностей: как, например, то, что они выдумали Black Sabbath, сходив на фильм ужасов в соседний кинотеатр и решив, что если кто-то снимает страшные фильмы, то кто-то должен играть страшную музыку. Хотя, надо сказать, что в фильме смешного значительно больше, чем страшного.
INNI
Канада/Исландия/Британия, 2011, 75 мин.
Режиссеры: Винсент Мориссет
Захватывающий прорыв музыки на территорию кинематографа, осуществленный исландской группой Sigur Ros и канадским режиссером Винсентом Мориссетом (это он придумывал Arcade Fire интерактивные видео-ребусы под видом клипов). Он снимал группу во время двух ее концертов в Александра-палас, концертном зале викторианской эпохе в южной части Лондона, помещал получившуюся картинку на 16-милимметровую пленку и прогонял изображение через призму стекла. В результате этого получился удивительный калейдоскоп эмоций, переживаний и наваждений, которые как нельзя лучше передают не только атмосферу концерта, но и суть музыки Sigur Ros. В меру таинственной, загадочной и деликатной, но в то же время способную в одночасье выйти из клаустрофобического забытья на триумфальную орбиту.
Награды и фестивали:
Веницианский кинофестиваль — участник программы
Фестиваль документального кино CPH:DOX — участник программы
Кинофестиваль в Торонто — участник программы