Ребята с сайта Look At Me проанализировали, что заставляет артистов выкладывать альбомы в сеть раньше назначенной даты, насколько актуальны на данный момент синглы, и кто может позволить себе просто слить альбом в сеть без предупреждения.
Мы же сделали выдержку из этого текста, оставив, конечно, в первую очередь те моменты, где речь идёт о хип-хопе.
В ночь с пятницы на субботу легенда хип-хопа Талиб Квели выпустил новый альбом — скачать его можно было, предварительно зарегистрировавшись на сайте kweliclub.com. Как и стоило ожидать от пластинки под названием Fuck the Money, распространялась она бесплатно — но с самого сайта Квели zip-архив скачивался со скоростью, с которой в середине нулевых загружалась одна песня (то есть примерно 1 кбит/с). Это не единственный случай — в четверг неожиданно вышел новый EP FKA twigs, седьмого числа — уже расхваленный критиками Compton доктора Дре, чуть ранее так вышел Star Wars группы Wilco, свои альбомы обещают выпустить в любой момент Канье Уэст и Френк Оушен. В то время как Квели говорит о том, что деньги стоит послать к чёрту, «внезапный альбом» может принести музыканту доход.
Однако наиболее известный случай внезапного релиза альбома — это четвёртая пластинка Бейонсе, собственно, благодаря ей в английском и появился глагол, обозначающий внезапный выход альбома, — сбейонсить. Beyoncé cтал платиновым, но породил много вопросов: например, то, что он вышел под конец декабря, не позволило ему попасть в списки лучших альбомов года. Некоторые выкрутились и поставили его в итоги следующего, кто-то — по праву — включил в списки лучших альбомов первой половины десятилетия, но проблема осталась: внезапный выход совершенно не берёт в расчёт прессу. Впрочем, это не мешает журналистам подготовиться к изменениям — недавний материал Pitchfork про альбом Дре явно пошёл в разработку сразу после объявления о его релизе, и за 12 дней им удалось сделать хорошую статью. Можно просто выпустить альбом, а можно объявить о его выходе за неделю. В хип-хоп-среде это кажется хорошим тоном — вслед за декабрьским Ди Энжело так объявили о своих будущих альбомах Кендрик Ламар, Тайлер, Эрл и Дре.
Возникает вопрос: действительно ли так важно подогревать интерес слушателя синглами? Издание Spin считает, что для хип-хопа именно в этом году сингл окончательно перестал иметь значение — музыканты, которые продают альбомы большими тиражами, в песенных чартах почти не присутствуют. Они и не должны — для чартов важно радио с «обезжиренными», очищенными версиями песен, в то время как в Vine, Instagram, да и просто на Youtube и в Apple Music можно слушать обычные версии хип-хоп-треков и при этом никак не влиять на чарты. К слову, именно хип-хоп-артисту удалось получить в этом году платиновый статус — Дрейк продал миллион экземпляров своего микстейпа (официально, и не альбом) If You’re Reading This It’s Too Late. Вышел он столь же внезапно — без промо-кампаний и загадочных тизеров в соцсетях. Коммерческий успех Дре, альбом которого на Apple Music одновременно слушали 60 000 человек (и ещё многие не могли связаться с сервером), предрешён.
Несмотря на то что подобный ход уже довольно популярен, внезапный выход сейчас могут себе позволить музыканты с именем. Канье и Фрэнк Оушен имеют большую фанатскую базу, а группа, выпускающая на днях дебютный альбом, — нет. Тем не менее в дни, когда синглы больше не важны, можно не тратить время на промокампанию. Кажется, будто от этого страдают пресса и любители физических носителей — но, надо признать, не очень сильно: внезапный выход — явно не главная проблема музжурналистов, а новости о выходе альбома ожидаемо соберут достаточно просмотров. Beyoncé на виниле сейчас можно купить без проблем — только пластинка выходит позже, чем цифровая версия в iTunes.
Однако внезапный релиз сейчас кажется самой лучшей защитой от пиратства — Дрейк и FKA twigs не говорили о датах выхода новых альбомов, поэтому за ними не охотились любители бесплатной музыки. Бьорк пришлось выпустить Vulnicura на два месяца раньше из-за слива в Сеть, а группа Battles так долго тянула с выпуском первого сингла с нового альбома, что в один день с ним в интернете оказался и весь альбом. Внезапный выход может не гарантировать финансового успеха — всё зависит от самого музыканта и его популярности, но с точки зрения противостояния пиратам это явно хороший знак для индустрии.
С полной версией текста можно ознакомиться здесь