После открытия TV мы получали много вопросов на тему размещения там российских клипов. Наша позиция в этом вопросе проста. Да мы будем выкладывать клипы отечественных исполнителей. Обязательно, но вместе с тем мы будем также бороться за качество выкладываемого продукта.
И на эту тему мы решили поговорить с молодым интересным режиссером, который уже довольно давно не по наслышке знаком с R&B и хип-хопом Иваном Кулаком.
Привет/Привет… и понелась.
Я вообще сам с Нового Уренгоя. Приехал в Москву и поступил учиться в Институт телевидения и радиовещания .Сам слушал российских хип-хоп и мне очень тогда нравилась Каста. Был у них, как сейчас помню, такой трек «Про Макса». Нравился мне очень. А потом я увидел клип. И меня прямо аж передернуло, ну типа я же совсем по другому эту историю представлял. А что делать Каста-то свой клип уже сняла, но история меня эта задела…
И ты?
Ну, я такой парень настойчивый, взял камеру, какую-то не очень дорогую, друзей с курса, и свою историю так и отснял. Смонтировал. И получился у меня свой вариант клипа «Про Макса».
И куда ты его дел?
Я нашел в интернете контакты Касты, написал письмо Влади . Он говорит «присылай диск» дал адрес. И потом выложил мой вариант клипа у себя на сайте. Мне стало писать много людей и выражать респект за клип! И на самом посещаемом хип-хоп форуме провели голосование ЧЕЙ КЛИП ЛУЧШЕ, мой вариант или официальная версия Касты, так 80% выбрали мой вариант. Это меня вообще очень здорово вдохновило.
И как ты поступил?
Стал снимать. Снимать видео, клипы реперам , рекламу, все подряд в принципе…
И кто заказывал?
Все кто знали меня, кто слышали про эту историю с Кастой и т.п. Так я снял и ролики для Росно, Sela, и промо ролики Молодежной Баскетбольной Ассоциации и клипы разным знакомым рэпперам и певице Амире… работал с Внешторгбанком, крупными металлургическими компаниями, вот сейчас снимаю промо-ролики для DJ’ев.. много с кем работал, . что-то показывали центральные каналы, что-то пошло на наружные экраны, что-то в интернет… что-то даже не знаю куда…
Почему никуда?
Ну ты понимаешь, снять клип это одна история. Показать его другим – другая. Если ты снимаешь хороший клип, то надо уже понимать, сколько ты готов отдать за ротации этого клипа по ТВ, чтобы продукт не пропал. Чтобы люди его увидели. Если ты выкладываешь клип в инетернете, то тоже надо думать как ты донесешь до людей информацию, что у тебя выложен клип в интернете.
Ну можно выложить его на TV…
Да, но TV появилось месяц назад… сейчас да, а раньше куда было выкладывать?
Верно…
Вот об этом я и говорю, то есть видео это целостный продукт который включает в себя производство клипа и его ротацию. Снимать клип «для себя» это как-то не очень умно. Нужно правильно бюджет распределить, чтобы хватило и на видео и на ротацию.
Если говорить о видео, то с чего начинается история?
История начинается с трека. Нет музыки – нет видео. Я со своей стороны не работаю с треками, которые мне не нравятся. Клип это результат творческого процесса в начале которого лежит идея. А откуда будет хорошая идея если тебе ее источник – песня – не нравится? Я поэтому довольно избирателен. Но зато если мне трек нравится, готов выкладываться на все 100%.
А дальше?
Есть трек, есть фундамент. Дальше все более менее отлажено. После прослушивания трека появляется приблизительный сюжет в голове , некая история. После этого сюжет нужно согласовывать с артистом. Ведь как бывает иногда приносят и трек и сюжет. А это мне кажется не совсем правильно. Я люблю когда мне дают свободу действий. После того как скажем я пишу сюжет, мы его согласовываем с артитом, его менеджентом и т.п. и тогда можно переходить к визуализации сюжета. Для этого расписываются сцены – выбираются площадки для съемок, подбирается команда оператор, технический персонал, директор, мы анализируем площадки и картинку смотрим какое нужно оборудование для работы… какие нужны костюмы, макияж и т.п. То есть начинаем прорабатывать сам процесс, чтобы съемки заняли разумное количество времени…
Это к
акое?
Обычно день-два.
И дальше?
Дальше идет собственно работа. Съемка. Потом, если видео снималось на пленку – проявка, монтаж и т.п. А потом цветокоррекция. Вот собственно и все.
Ты затронул тему «пленки». Правильно ли я понимаю, что видео бывают 2-х типов, снятые на «цифру» и на «пленку»?
Можно и так сказать…
И в чем разница, помимо цены?
Пленка – это аналоговая история. Цифра – цифровая. Это как играть на виниле или на CD. Это как играть на пианино или на синтезаторе… это разные вещи. Пленка – это настоящее искусство. Она совершено по другому передает картину мира. Цифра же более удобная и утилитарная вещь. Все быстро, проще в работе, проще в обработке, монтаже… раз и готово. Но с плёнкой работа проходит более ответственно! Нельзя снимать много лишних дублей. Т.к. иначе это выйдет очень дорого в итоге. Очень дисциплинирует!))
Пленка удорожает процесс. Насколько снять клип на пленку дороже, чем снять клип на цифру?
Сама пленка вещь не дорогая. Дорого и долго ее проявлять, делать Цветокоррекцию и т.п. потому, что в Москве всего несколько мест где эти работы можно выполнять. Реально в пределах $8.000-10.000 дополнительного бюджета надо закладывать именно в связи с этим технологическим процессом. А так на цену клипа влияет много другиХ вещей, а не только носитель…
И что главное?
Очевидно, сюжет! Если например ты захочешь снять как в клипе два Bentley врезаются лоб в лоб на Красной Площади днем, то это может стоить столько, что «десятка», связанная с пленкой останется незамеченной в смете…
Ты прав, конечно…
Поэтому главное это сюжет. Хороший трек при правильном подходе рождает хороший сюжет. Многие группы умело это используют, снимая недорогие клипы, которые смотрятся дорого. Как те же «Звери», сняли клип про гараж, где Рома выводил в свет девушку на ее же Bentley. Клип не дорогой, но очень стильный. Найти такую машину для съемок не большая проблема… И он выигрывает именно за счет сюжета.
Да отличный клип. Почему в отчественом хип-хопе мало таких?
Я думаю, дело в самоиронии. В этом клипе Рома был слесарем в автомастерской. И хотя он катался на Bentley в кадре, и был в костюме и курил сигары… по сюжету он был слесарем! Ты можешь себе предствить скажем Лигалайза в клипе слесарем? Что Лига, что Тимати что остальные просто встанут на фоне тачки и будут «читать». И все. Типа круто. Ясно же что машина не их. Но нет, надо в кадр тащить Lamborghini, автомат «Калашникова», и делать вид, что «так я и живу». Мне кажется это не очень правильно. Да и в этом есть фальш, а народ не любит когда ему в лицо врут. И зритель всё, это чувствует!
Это точно…
Я же не против Bentley в кадре, просто надо это как-то обыграть, а не тупо сдирать все с американских клипов и реализовывать в рамках нашей действительности. Зачем. Есть много других интересных идей. Надо просто придумыть что-то под себя. Исходя из своих пониманий о музыке, о том о чем ты «читаешь» или поешь.
То есть дело в сюжете?
Во многом да. Если опять же не стремиться переплюнуть Голливуд, то можно снять инетересное видео за очень небольшие деньги.
Небольшие деньги это что?
Ну если ты понимаешь, что R&B/хип-хоп это не совсем формат для многих даже музыкальных каналов и тебе гарантированно придется платить за ротацию. И даже при этом могут возникнуть проблемы, то нужно выбрать более менее медийный трек. И на него можно снять простую историю скажем за $4000-5000. За эти деньги можно сделать очень даже неплохой клип на «цифру» или HD. Соотвественно, такой же клип на пленку будет стоить $12.000-15.000. Можно конечно, все там порезать и сделать что-то приличное и за $3000, но это уже скорее всего придется показывать только в интернете. Хотя есть и положительные примеры, тот же клип на трек Басты «Осень» стоил близко к «0», а его показывали по всем музыкальным каналам…
То есть можно сказать, что для того чтобы снять очень неплохое хип-хоп видео нужно $3000-5000?
Можно что и так. Повторю, дело в треке и сюжете. Не надо стремиться просто потратить деньги, надо заставить их работать на себя. К примеру, если кому-то неймется потрат
ить $100.000 на видео, то можно заморочиться и сделать видео не хуже чем снимают американские рэпперы. Можно даже и лучше. Я реально могу сделать лучше! Но их рынок готов к тому, чтобы такие и даже бОльшие бюджеты на клипы отбивались, наш R&B/хип-хоп рынок вряд ли дозрел до такого уровня. Нo есть пример «Дискотека Авария» сняла свой первый клип «Заколебал ты» за $150 000 и клип получился клёвый! Их популярность взлетела мигом, но это редкий случай. Надо все таки учитывать реальность. Давайте делать хорошие видео и учитывать наши особенности.
Правильное замечание. И выкладывать их на TV.
Договорились, если у кого есть ко мне вопросы можно зайти ко мне на сайт www.ivankulak.ru там есть все мои контакты. Удачи TV. Peace.
P.S. А вот и те два ролика для Молодежной Баскетбольной Ассоциации, которые после своего выхода так интенсивно обсуждались в интернете:
30 секунд:
15 секунд: