Король и Шут. презентация нового альбома «Тень Клоуна» 09.03.2009
9 марта
г. Санкт-Петербург
ДС Юбилейный.
Чтобы понять новый альбом «Короля и Шута», достаточно обратиться к их раннему творчеству – на начальном этапе группа представляла свои альбомы как книгу, где правят бал самые разные герои. Кто-то из персонажей был рельефен и осязаем, а кому-то еще предстояло обрасти плотью и стать одушевлённым.
Свой новый альбом «Тень Клоуна» «Король и Шут» решили сделать запоминающейся и яркой. «Главное – найти важную идею, – объяснял Андрей «Князь» Князев замысел диска. – Не хочу делать проходных песен. Хочется, чтобы каждая песня цепляла так, чтобы ее не хотелось перемотать и послушать снова».
Альбом «Тень Клоуна» по смыслу разделается на три логические части или, как это обозначено в трек-листе – «полутени». Первая – «Полутень Клоуна» исследует иррациональную природу смеха. Устоялось мнение, что человеческий смех бывает как минимум двух видов. Один – светлый и ироничный – лёгкие шутки над собой, возвышающая душу самоирония. Другой – тяжелый и завистливый, унижающий другого, высасывающий из него душу. Именно второй вариант губительного смеха царствует в «Тени Клоуна».
Впервые за много лет музыканты включили в новый альбом трек, напрямую не связанный со сказочными мотивами, а отражающий злободневные реалии. Этому посвящена самая короткая – вторая часть диска – «Заговор в суде». В частности, песня «А.М.Г.О», адресованная американскому MTV. О происхождении остальных букв в этом рискованном заголовке остается только догадываться. «Король и Шут» здесь используют приём, когда, например, ситуация с засильем на ТВ «американского MTV» параллельно накладывается на конфликт собаки и кошки главного героя. Кто был прав в этом сражении – покажет время. Но кошка, выдавившая глаз покорному псу, очень уж смахивает на бесцеремонных завсегдатаев MTV-шных роликов, зомбирующих нас днем и ночью.
Теме зомбирования посвящена третья – и последняя – часть альбома, фигурирующая под названием «Полутень зомби». К приходу обаятельной нежити «Король и Шут» подготовился специальным стихом, рассказывающим о колдунье, которая решила подвести под монастырь некоего пьянчугу. Для последнего все закончилось невесело, зато в скрытом треке идет материал их «Коды», не вошедший в основную запись. По сюжету этой песни, скрипач умирает, не доиграв коду. Ему на могиле высекают часть не воспроизведенной мелодии – и он все время пытается её доиграить. Трек нарочито производит впечатление незавершенности. Гитарная партия прерывается буквально посередине фразы – и лишь в скрытом треке альбома мы узнаем развязку.
Несколько песен из альбома «Король и Шут» обнародовали на концертах задолго до его выхода. Таков «Дагон», написанный по мотивам рассказов Лавкрафта. Знаком поклонникам группы и герой одноименной песни – Фред, который силой своей любви облекает в плоть найденный в колодце скелет. И нет ничего реальнее и ощутимее этой мертвой девушки, которая ценою неуемной фантазии авторов обретает новую жизнь.
Немало треков в альбоме повествуют и об обычной земной любви. Например, «В Париж домой», где герой балансирует между изгнанничеством Монте Кристо и опалой Наполеона.
«Тень Клоуна» – первый альбом «Короля и Шута» записанный устоявшимся новым составом. За последние годы коллектив пережил уход гитариста Александра «Ренегата» Леонтьева и басиста Александра «Балу» Балунова. Часть исчезнувших гитарных партий компенсировал скрипач Дмитрий «Каспер» Ришко. Место за басом занял Сергей Захаров. К тому же у «Короля и Шута» появился постоянный клавишник – звукорежиссер группы Павел Сажинов. В альбоме «Тень Клоуна» есть несколько песен, где клавишные являются опорным инструментом (яркий пример – «Фред»). Хватает здесь и традиционных панк-боевиков, за которые «Король и Шут» повсеместно любим. Совершенно неподражаемым вышло посвящение Нестору Махно «Тринадцатая рана», которую под «секспистолозовские» рифы Горшок исполняет на буйной помеси украинского и древнерусского языков. О прочих неожиданных открытиях «Тени Клоуна» мы скромно умолчим…