Две недели назад появилась отличная новость: Raekwon записывает совместный альбом с Kool G Rap. Осмелюсь предположить: если участник Wu-Tang Clan хорошо известен в России, то о Kool Genius of Rap многие из вас могут быть не так хорошо осведомлены. Между тем, его сольные альбомы, совместные с DJ Polo работы, и, конечно же, творчество в составе группы Juice Crew в целом составляют прекрасное резюме. По большому счету, именно Kool G Rap создал тот нью-йоркский хип-хоп, который все мы так любим: и Notorious B.I.G., и Nas, и Jay-Z – все они ориентировались именно на ветерана из Квинса.
Недавно сайт allhiphop.com взял очень большое интервью у Kool G Rap: на сайте оно публиковалось в трех частях и его можно легко сравнить с отечественным проектом «Хип-Хоп в России: От Первого Лица». Ниже приведены выдержки из этого интервью.
Что с твоим новым альбомом?
Я все еще работаю над «Offer You Can’t Refuse»: решил немного поиграть в Dr. Dre и жду подходящее время, так что все нормально. У меня там есть трек от Just Blaze, треки от Domingo. Уже сейчас есть много крутых вещей, но я еще не закончил работу.
Недавно умер DJ Roc Raida. Вы работали вместе?
Roc Raida был моим чуваком, он был диджеем на моих выступлениях, после того, как мы перестали работать с Polo. Я не общался с ним давным-давно, и вот только год назад мы с ним пересеклись и говорили о том, что надо бы поработать вместе. Я слышал, что ему предстояла операция на спине или что-то вроде того… У нас с ним были очень близкие отношения – еще во времена альбома «4, 5, 6» (1995 год) – это был мой первый сольный диск, и начало совершенно новой эпохи для меня. Хорошее было время. И Roc Raida стал его частью, потому что мне был нужен диджей, а я хорошо общался с несколькими людьми из X-Men. Мне посоветовали сделать несколько выступлений с Roc Raida, показали на видео его сэт на DMC Championship. Никогда не видел ничего подобного. Я был просто в шоке. Я помню парней вроде Peter Parker, DJ Cashmoney, Jazzy Jeff и т.д., но я никогда не видел, чтобы кто-либо вытворял такие штуки, которые делал Roc Raida… На выступлениях мы иногда делали так: направляли весь свет на него, я отходил в сторону и получал от его сольной работы такое же удовольствие, как и зрители.
Он безусловно опередил свое время. Здорово, что вы работали вместе, потому что твой стиль с самого начала был очень футуристичен.
Спасибо. Очень важно, что ты понимаешь это. Многие люди говорили мне, что я опередил свое время, особенно раньше. Сейчас время уже нагнало меня. И если учесть, как я читал в 88-89 годах, как играл словами, использовал метафоры – да, я определенно опередил время.
Хип-хоп расширил возможности, которые может использовать автор песен – ты всегда пользовался этим преимуществом.
Адская работа – быть рэппером, лириком. Это намного сложнее, чем быть просто автором песен. В рок-песнях – или вообще обычных песнях – может быть 12 строчек текста: их можно повторять дважды, плюс припев, несколько переходов – и у вас готовая запись. В хип-хопе же нужно написать три разных куплета – причем с игрой слов и т.д. Надо быть очень умным, чтобы достойно справляться со всем этим. Вот что значит для меня быть рэп-лириком.
Что заставило тебя так серьезно работать над своей лирикой?
Я очень люблю состязания. Я хотел заниматься боксом до того, как начал читать рэп. На следующий день после того, как я впервые сходил в боксерский зал, он закрылся, представляешь? Он работал там многие годы: у меня друг туда ходил, его старший брат… А как только я решил начать туда ходить – этот чертов зал закрылся. «Здесь больше не будет бокса», так они сказали. Я так хотел заниматься боксом, что надевал боксерские перчатки, выходил на улицу и пытался боксировать с людьми там – даже если некоторые из них быстро нокаутировали меня. Я просто хотел научиться. Хотел быть хорош в этом деле. То же самое и с хип-хопом. Хотя если бы мне удалось все-таки попасть на ринг – я бы, черт возьми, обязательно кому-нибудь снес бы башню!
Я слышал, что в детстве ты много времени проводил на улицах. Приходилось драться или заниматься какими-то незаконными вещами?
Когда я был ребенком на улицах, я занимался незаконными вещами, да. Они меня окружали. Несколько парней, с которыми я тусовался, были весьма известными на улицах. Например, о моем чуваке Rah-Rah сняли фильм «In Too Deep» (фильм 1999 года с LL Cool J в главной роли), хотя и изменили его имя. Эти парни покинули Corona (район Квинса, где вырос Kool G Rap), переехали в Бостон и заработали там миллионы.
Если перевернешь первый альбом Eric B и Rakim, увидишь там на заднике меня рядом с Эриком и всеми ними – и даже рядом с настоящим 50 Cent.
Раз ты упомянул 50 Cent, что произошло с твоим контрактом с G-Unit?
50 однажды позвонил мне и высказал интерес в работе со мной, но это никогда ни во что не материализовалось. Я не уверен, что он интересуется в своей жизни чем-нибудь, кроме того, чтобы быть супер-звездой. Да мы всего несколько раз говорили об этом: пресса раздула из этого историю, потому что он несколько раз упомянул о том, что хочет работать со мной, на радио.
Были ли проблемы с наркотиками в Juice Crew?
Я знаю, что употребляли наркотики. Почти все употребляли наркотики. Кокаин в те времена не был ничем постыдным. Его не скрывали на публике, в клубах, в VIP… Ребята с коксом и стодолларовой бумажкой – это те же самые ребята, у которых были все деньги, все драгоценности, все женщины, все машины, их знали на улицах. Там же, где был кокаин, были и бутылки с «Дом Периньоном». Никто тогда ничего не скрывал. Конечно, все употребляли наркотики: мы все были детьми диско-эры, которая прославила кокаин.
Некоторые люди называют тебя пионером гангста-рэпа или, как его еще можно назвать, уличного рэпа. Как ты считаешь, откуда пошел этот стиль?
Некоторые люди делают гангста-рэп, но некоторые люди делают нечто большее. Я предпочитаю называть это реальный рэп. Ice Cube делал гангстерские вещи, говорил о гангстерских делах в некоторых треках, но если посмотреть в целом на его творчество, все, что он говорил, очень позитивно. Он – активист. Если послушать «Amerikkka’s Most Wanted», он там, скорее, активист черного движения. Или тот же Scarface: у него есть уличные треки, но, например, с Geto Boys он записывал песни вроде «City Under Siege» про сговоры Рейгана. Это не просто «соси мой член, сука, я снесу тебе башку!». Да, у них был элемент подобного в творчестве, потому что они вышли из этого окружения. Но одновременно с этим они записывали и умные, сознательные треки. Надо оценивать артиста в целом.
Знаешь, наверное, однажды в университетах будут преподавать твое творчество…
Мое имя уже упоминают в университетах. Я выступал в Бостоне, и там профессор сказал мне, что преподает на своих уроках музыки мое творчество. Это застало меня врасплох. Он с таким уважением и почтением отнесся ко мне.
Андрей Михеев / AllHipHop.com