То, что сейчас принято называть хип-хоп модой, изначально было стилем одежды, который прочно ассоциировался с латино- и афро-американской молодежью пяти районов Нью-Йорка: Бронкса, Квинса, Манхеттена, Бруклина и Стейтен Айленда. Позднее он попал под влияние хип-хоп сцен других городов Лос-Анджелеса, Чикаго, Филадельфии, Детройта, Сан-Франциско и южной части страны. Каждый город оставил на нем свой отпечаток. Хип-хоп мода неотъемлемая часть данной культуры, которая, как ни что другое отражает хип-хоп в целом. Время течет и мода не стоит на месте, а развивается и всячески видоизменяется. И сейчас, независимо от национальности она занимает значительное место среди обилия различных направлений в одежде во всем мире.
1980-1987
В начале восьмидесятых известные спортивные бренды, такие как Le Coq Sportif, Kangol, Adidas и Nike Inc, можно сказать, приурочили себя к истокам хип-хоп движения.
В то время среди знаковых представителей хип-хопа были популярны яркие красочные толстовки, олимпийки, куртки, которые обычно носили пилоты истребителей, из обычной или дубленой кожи и обувь таких брендов как Clarks, Britishers (British Walkers), а также кеды и кроссовки фирм Pro-Keds, Puma и Adidas, часто с широкими и длинными шнурками.
К популярным аксессуарам можно отнести большие солнцезащитные очки от Cazals или Gazelles, кепки Kangol, пластины и ремни с выбитыми на них именами, совмещенные кольца, которые одевались на несколько пальцев одновременно и больше напоминали кастет. Очень популярны были тяжелые золотые украшения, которые в итоге стали неотъемлемой частью хип-хоп моды. Например, Kurtis Blow и Big Daddy Kane , любили толстые золотые цепи, Roxanne Shante и группа Salt-N-Pepa частенько одевали огромные золотые серьги, похожие на кольца, такие, которыми обычно стучат в дверь, если звонка нет. Такие украшения должны были говорить о престиже и баснословном богатстве, но по большей части они несли в себе африканские мотивы и традиции с их страстью к первобытному украшательству и хвастовству.
В это время одежда была очень важна и являлась неотъемлемым атрибутом культуры и часто упоминается в ностальгических текстах песен, таких как “Back in the Day” Ahmad 1994 года или одноименном треке Missy Elliott 2002 года.
1987-1993
Влияние Африки было очень заметно, мода на одежду и прически складывалась под воздействие именно традиций черного континента. Каждый из артистов привносил что-то свое, дабы отличаться от остальных. MC Hammer с его знаменитыми штанами оставляет заметный отпечаток в моде.
Благодаря таким артистам как Qeen Latifah, KRS-One, Public Enemy и X-Clan стали популярны фески, куфии украшенные знаком Анкх (египетский символ жизни), кепки из ткани кенте, африканские цепи, дреды и одежда в сочетании красного, черного и зеленого цветов.
В начале девяностых известные рэперы, например, The Fresh Prince, Kid’n’Play и Left Eye из TLC вводят в моду бейсболки и одежду ярко-неоновых светящихся цветов. Kris Kross в свою очередь заводит манеру носить одежду задом наперед. А Kwame запустил в массы другой тренд одежду из ткани в горошек, в то время пока все остальные одевались по-прежнему.
То, что Nike в 1984 году сумела увести будущую суперзвезду баскетбола Майкла Джордана из под носа своих конкурентов Adidas, стало несомненно той самой поворотной точкой, позволившей Nike стать на тот момент лидером на рынке уличной обуви, в частности кроссовок. Другие бренды такие как Reebok, Champion, Carhartt и Timberland тоже очень плотно ассоциировались со сценой, особенно на Восточном побережье, где выступали Wu-Tang Clan и Gangstarr, любившие спортивную одежду.
N.W.A. (Niggaz with Attitude) первопроходцы гэнгста рэпа, с начала восьмидесятых продвигали свой “гангстерский” стиль. Тогда они носили штаны Dickies, клетчатые (шотландка) рубашки и куртки, кроссовки Chuck Taylor, черные бейсболки и куртки с символикой Raiders. Такие куртки в это время к тому же были весьма популярным трендом сами по себе. Они стали чем-то вроде отметки, обозначающей причастность к криминалу.
Высокая мода тоже не осталась в стороне. В поздние восьмидесятые на предприятии Isaac Mizrahi в цеху на конвейре работал человек, носивший тяжелую золотую цепь. Этот работник своим примером вдохновил модельера на целую коллекцию одежды, пропитанную духом хип-хопа. На подиуме его модели носили узкие комбинезоны, золотые цепи, большие блинки и ремни, черные куртки пилотов с отороченными мехом капюшонами. Женский же образ в этой коллекции получил своеобразное название “homeboy chic” (своя девчонка). В начале девяностых, дом моды Шанель в нескольких своих шоу продемонстрировал похожую по духу и эстетике коллекцию. На одном из показов модели были одеты в аналогичные кожаные куртки с золотыми цепями, а на другом в длинные черные платья. Аксессуарами им служили тяжелые серебряные цепи с замками. Такая же цепочка с замком была надета на Treach из Naughty by Nature, который сказал, что это знак солидарности со “всеми братьями, которых закрыли”. И это был не последний хип-хоп тренд, подхваченный известными дизайнерами, которые все время следят за свежими тенденциями и используют их в своих работах.
1993-1999
Мода среди элиты.
На западном побережье, участники хип-хоп сообщества обратились к прошлому и вдохновлялись образами гангстеров 1930-1940 годов. Влияние мафии подогретое выходом римейка фильма “Лицо со Шрамом”(Scarface) быстро распространялось. Многие репперы выделили в своем гардеробе особое место для одежды в классическом гангстерском стиле, они стали носить шляпы-котелки, двубортные костюмы, шелковые рубашки и туфли из кожи крокодила. В некоторых районах, например, среднем западе, включая Детройт этот стиль стал важнейшим в хип-хоп моде, оставив позади остальные тренды.
На востоке же на пике была мода “легенд гетто” (термин был придуман Шоном Комбсом). Combs, the Notorious B.I.G., Faith Evans, Russell Simmons были ярчайшими представителями этого направления.
Спортивная одежда.
Tommy Hilfiger был одним из самых заметных брендов спортивной одежды в 90х наряду с Polo Ralph Lauren, Calvin Klein, Nautica и DKNY. В один из субботних выпусков передачи Saturday Night Live гость программы Snoop Doggy Dog появился в майке Hilfiger. На следующий день эти майки были распроданы во всех магазинах Нью-Йорка. Эксклюзивность и узнаваемость бренда Hilfiger сделали его популярным. Более того, Hilfiger привлёк внимание нового рынка хип-хоп моды: темнокожие модели фигурировали в рекламных кампаниях, а такие реперы, как Puffy и Coolio, выходили на подиумы во время показов новых коллекций.
Другие бренды, например, FUBU, Ecko Unlimited, Karl Kani, Mecca USA, Lugz, Rocawear, Harputs by Gus Harput, Boss Jeans by IG Design, and Enyce появились чтобы заработать на свободном рынке уличной одежды. Они шли проторенной дорогой, следуя за уже сформировавшимися стилями в одежде.
Футболки и рубашки с символикой спортивных команд (джерси).
Еще одним трендом в спортивной одежде был рост популярности футболок с символикой спортивных команд, такие выпускались у Mitchell & Ness. Они всегда были популярны в хип-хоп среде, стоит только посмотреть видео “Summertime” Уилла Смита из ранних 90х или Spike Lee одетого в футболку Доджерс в фильме “Do the Right Thing”.
Но позднее с развитием этого тренда наблюдался рост популярности более дорогих футболок, зачастую стоивших несколько сотен долларов. Хип-хоп артисты надевали такие в своих клипах, увеличивая спрос и соответственно поток подделок на рынке, ведь только ленивый не хотел на этом заработать. С середины нулевых наблюдалось снижение интереса к такой одежде. А некоторые исполнители даже избегали ее, например Jay-Z. который даже в своих текстах упоминает об этом “And I don’t wear jerseys, I’m 30-plus, Give me a crisp pair of jeans, Button up.”
Подъем хип-хопа.
Подъем хип-хопа в поздние девяностые первоначально связан с работой Sean “Diddy” Combs, известного в узких кругах как “Shiny Suit Man” привнесшей кричащие, яркие элементы, со множеством украшений и обилием ювелирных изделий из платины. Все было сделано для того чтобы продавать больше. Комбс, который выпустил свою собственную линейку одежды под названием Sean John и одежда таких брендов как Karl Kani and FUBU превратили хип-хоп одежду в мейнстрим, в результате чего появилась многомиллионная индустрия хип-хоп моды.
Хип-хоп сейчас выглядит четко разделенным между женской и мужской модой, которые во время его становления были более-менее однородны. Женщины в хип-хопе примеряли на себя образ жесткого парня мешковатые джинсы, солнечные очки от “Locs”, тяжелые ботинки, в целом брутальный образ. Многие, как Da Brat, завершали его блеском для губ и небольшим количеством макияжа. Но исполнительницы, такие как Lil Kim and Foxy Brown полностью изменили течение моды, подняв ее на другой уровень и сделав ее гламурной и женственной.
Как подтверждение можно посмотреть на линию одежды Kimora Lee Simmons от Baby Phat. Хотя Lauryn Hill и Eve поддерживали более консервативный стиль, который все-таки сохранял и женственность и ощущение хип-хопа.
Украшения.
С середины до поздних 90х в украшениях платина заменила золото. Артисты и их поклонники предпочитали надевать платиновые или же серебряные изделия, часто украшенные бриллиантами. Виновниками этого тренда стали Jay-Z, Juvenile и The Hot Boys. Brian “Baby” Williams из Cash Money Records знаменит тем что у него все зубы платиновые. Другие же делают себе пластины из драгоценных металлов и камней, которые используются как накладки на передние зубы. На рубеже веков с рекламой и распространением ювелирных украшений многие дорогие и лакшери бренды такие как Gucci and Louis Vuitton обратили свой взгляд на хип-хоп и их продукция стала появляться в хип-хоп видеоклипах и фильмах.
Хип-хоп мода нулевых.
С конца 90х многие хип-хоп артисты и исполнители начали выпускать линии одежды под своими собственными лейблами. Как пример Wu-Tang Clan (Wu-Wear), Russell Simmons (Phat Farm), Kimora Lee Simmons (Baby Phat), Diddy (Sean John),TI (AKOO), Nelly (Apple Bottom Jeans), Damon Dash and Jay-Z (Rocawear), 50 Cent (G-Unit Clothing), Eminem (Shady Limited), 2Pac (Makaveli) and OutKast (OutKast Clothing). Наряду с ними стоят Karl Kani, FUBU, Ecko, Girbaud, Enyce, Famous Stars and Straps, Bape, LRG, Timberland Boots, Akademiks and Southpole.
Сегодня хип-хоп одежда производится популярными и успешными дизайнерами, которые добились впечатляющего результата. Их вещи носит огромное количество молодых людей по всему миру, значительное число людей задействовано в продажах и производстве хип-хоп одежды. Появляются сайты, посвященные лимитированным выпускам одежды и обуви. Индустрия растет и крепнет.
Современные тренды
В последнее время набирает популярность тренд возврата к старой школе, одежда становится похожей на ту, что носили в ранних 80х. Это привело к появлению вдохновленного хипстерами стиля одежды с некоторым намеком на иронию, туда входят узкие джинсы, футболки с короткими рукавами плотно-облегающие тело в винтажном стиле, футболки поло, спортивные пиджаки, тканые рубашки, ремни с большими пряжками, запонки, украшения в виде черепов и скелетов, толстовки с точно продуманными узорами в стиле татуировок от Ed Hardy и Sailor Jerry, бейсболки дальнобойщиков, рубашки в клетку, которые часто носят лесорубы и многое другое.
Чтобы было видно ремень футболки стали короче. Хотя мешковатая одежда все еще актуальна многие рэпперы отходят от этого стиля переходя на яркие цвета и хипстер стиль, это влияние можно увидеть на примере Kanye West, Common, Will.i.am и Andre 3000, так же как и Pharrell и Lupe Fiasco стиль которых близок к скейтерскому. Другими вещами вернувшимися из 80х стали куртки Members Only, цепи и большие очки. Кожаные куртки тоже снова набирают популярность. Кроме того вечными спутниками рэперов остаются бейсболки New Era и разнообразные банданы.
В качестве примера современных трендов в хип-хоп моде можно привести клип Wale ft. Lady Gaga “Chillin”:
А вот Jay-Z выступает в оппозиции с треком “Death of Autotune”, где громит последние тенденции в хип-хопе:
Кроме того часто сыплется критика в сторону хип-хоп индустрии, как от людей в ней работающей, так и всех стальных, кто каким-то образом связан с ней. Они твердят в один голос о том, что она пропитана деньгами, а известные рэперы всячески стараются продемонстрировать свое богатство, окружая себя особняками, дорогими машинами и украшениями. Chuck D из Public Enemy подвел под одну черту как самих артистов, так и молодежь, сказав о том, что их желания сводятся лишь к тому, чтобы иметь дорогие вещи или аксессуары, для того чтобы произвести впечатление на окружающих.
В песне “Нас”, еще в 1992 году, Ice Cube говорит что афро-американцев воспринимают как тех, кого заботит только внешний вид, новые кроссовки и дорогие украшения. А в конце девяностых пресса пестрела публикациями о том, что разные хип-хоп артисты были ограблены. Guru of Gang Starr под дулом пистолета расстался со своими часами Rolex, машина Queen Latifah была угнана, Prodigy был ограблен на 300 000 долларов именно столько стоили драгоценности, что были на нем в тот момент. Так что многие поплатились за свою любовь к дорогим игрушкам.
Некоторые же исполнители, например, такие как Public Enemy в качестве протеста культу материализма принципиально занимают противоположную позицию.
Как бы то ни было, возникшая всего несколько десятков лет назад в кварталах Нью-Йорка, хип-хоп культура, на сегодняшний момент стала много-миллиардной индустрией, объединяющей миллионы самых разных людей с самыми разными увлечениями. Можно относится к этому как угодно, но игнорировать ее присутствие невозможно при всем желании. И хип-хоп мода, как составная часть всей культуры, также прочно укоренилась в нашей жизни. В гардеробе у многих сегодня найдутся кроссовки Nike Air Force или Adidas Super Star, ботинки Timberland, толстовки Sean John, футболки Akademiks и LRG или бейсболки New Era, и мы магазин одежды drez.ru, делаем все возможное, чтобы вы смогли без труда покупать ваши любимые вещи и быть в курсе последних тенденций хип-хоп моды.