еФАНКелие от городского циника.

Выход в течение прошедшего лета в издательстве «Эксмо» двух книг, написанных независимым рэп-фанк музыкантом Висом Виталисом, — «Женщина: где у нее кнопка?» и «Женщина: бери и пользуйся» — событие, безусловно, выдающееся. Неординарность заключается, разумеется, не в самом факте публикации (автобиографические и беллетристические опусы музыкантов стали вполне привычными), а в ошеломляющем содержании и яркой форме подачи материала. Объединенная броским надзаголовком «пособие для городского циника: получай от женщины удовольствие, а не проблемы» дилогия формально позиционируется как популярное руководство по психологии общения между мужчиной и женщиной, написанное «с позиций махрового мужского шовинизма». На деле отнести обе книжки (особенно первую) к какому-то определенному жанру довольно трудно. В них можно обнаружить и конкретные практические советы, и философские обобщения, так что каждый читатель найдет свое: кто-то – безудержный эпатаж, кто-то – учебное пособие, кто-то, возможно, воспримет их как слово гуру, а кто-то будет страдать от жуткой аллергии на каждый абзац, у кого-то произойдет вынос мозга, а кто-то просто понимающе улыбнется… Впрочем, от Виса, иного ожидать и не приходится, ибо человек он, как хорошо известно, разносторонний, многоплановый и непредсказуемый и, хоть главным делом его жизни была и остается музыка, успел засветиться на множестве поприщ.

Авторский дискурс жёсток, жесток, циничен, нагл и бесцеремонен. Женщина в его интерпретации – не ангелочек, достойный вознесения на пьедестал, а существо довольно эгоистичное, расчетливое и коварное. В результате дилогия получилась во многом экстремистской и провокационной. Автор и сам, в общем, не скрывает, что играет роль трикстера, намеренно нарушающего общепринятые правила и стереотипы поведения . Тем не менее, роль эта выглядит вполне оправданной, поскольку тексты Виса, можно сказать, улучшают баланс Инь и Ян в окружающем нас современном мире (например, если книг, написанных воинствующими феминистками, издано множество, то оригинальных текстов, написаных с позиции «безоговорочной мужской правоты» практически нет). К тому же автору, несмотря на некоторые шероховатости, удалось проскочить между Сциллой скучной дидактики и Харибдой откровенного литературного хулиганства, замешанного на нестандартной позиции автора. Дадим слово самому Вису: «Книга имеет второй подзаголовок «Отношения в стиле хип-хоп». В итоге, многие критики задались вопросом, какое отношение эта книга имеет к хип-хопу. Специально для тупы… в смысле, для критиков, поясняю, что меня давно подкупает присущая рэпу бескомпромиссность, энергетика, безоглядность в суждениях, гипертрофированная маскулинность и определенная отмороженность. Все это свойственно мне самому, моей музыке, и (по крайней мере, я старался), моей книге. Хип-хоп в целом и рэп в частности, – по крайней мере, в том смысле, в котором я его понимаю, – подразумевает предельную искренность, отсутствие экивоков, максимальную правдивость и пренебрежение любыми условиями и условностями, идущими вразрез с позицией и убеждениями автора. А поскольку в нашем мире, где идет борьба между цинизмом и лицемерием, (иначе говоря, между хип-хопом и попсой), я безоговорочно нахожусь на стороне цинизма и хип-хопа, то это и объясняет упомянутый подзаголовок».

Разумеется, Вис не делает открытий в сфере психологии общения, хотя чувствуется, что материал при написании книги переработан обширный. Довлатов, Кара-Мурза, Леви-Брюль, Ключевский, Ницше, маркиз де Сад, Спок, Стендаль, Фрейд – вот далеко не полный перечень цитируемых авторов. Психология психологией, но в своих рассуждениях Вис твердо стоит на материальной почве. Исходя из постулата, что отношения между мужчиной и женщиной суть аналог холодной войны, а война, как известно, всё спишет, Вис, в применении к женщине, рассуждает о о «тактико-технических характеристиках», «основах профессионального управления механизмом», «позиционирования», «инвестировании в проект» и прочих наукообразных категориях, ничуть не маскируя многоэтажного навеса из иронии и стеба. Порой откровенно гонит (по его же собственному выражению, «как литерный мимо пакгаузов
»). Гонит крайне искусно и изобретательно. Гонит в полном соответствии с принципами агональной коммуникации, которые настоятельно рекомендует использовать мужчинам по отношению ко всем представительницам прекрасного пола.

К достоинствам подхода автора следует отнести то, что предметом “исследования” является не женщина вообще, а жительница современного мегаполиса, являющаяся порождением экономических, политических, социальных и культурных условий городской капиталистической цивилизации начала XXI века — той самой цивилизации, которая, по мнению Виса, имеет серьезные шансы “сыграть в ящик” (если не одумается, конечно). В целом, применять какие-то общепринятые критерии к оценке этих двух книг не бесполезно. Если все же попытаться дать краткое определение, то это – остроумная импровизация на тему гендерной психологии, базирующаяся (как любая умелая импровизация) на разностороннем таланте и богатом жизненном опыте автора. Так или иначе, прочесть обе эти неординарные книжки имеет смысл независимо от остроты интереса к рассматриваемой в них проблеме. Безучастным не останется никто.

Алексей Малышев специально для .ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий