Известно, что в музыкальном мире существует «болезнь второго альбома». Среди её симптомов самоповтор и отсутствие свежих идей. Однако не всегда второй альбом оказывается хуже дебютного и тому есть примеры. Сегодня мы вспомним 7, почти что классических, недебютных альбомов рэпперов, которые оказались лучше их предшествующих.
Clipse Hell Hath No Fury
Первый альбом дуэта Clipse “Exclusive Audio Footage”, вышедший в 1999 году прошёл совершенно незамеченным как для критиков, так и для широкого круга слушателей. На втором их альбоме “Lord Willin'” уже были большие хиты, такие как Grindin’ и Cot Damn. Но по-настоящему успешным для Clipse оказался их третий альбом “Hell Hath No Fury”, которому авторитетный хип-хоп журнал XXL присудил рейтинг “XXL”, что соответствует 5 звёздам. Всего лишь 5 альбомов до этого были удостоены такой чести.
Mobb Deep The Infamous
Первый свой альбом, “Juvenile Hell”, Mobb Deep записали будучи совсем юными 19-ти летними мальчишками. И, хотя к выходу второго альбома “The Infamous” Havoc и Prodigy повзрослели всего на 2 года, в творческом плане группа преобразилась до неузнаваемости. Рифмы стали острыми, а биты Havoc приобрели фирменное звучание. В гостях на альбоме можно обнаружить классиков нью-йоркского хип-хопа: Nas, Raekwon, Ghostface Killah и Q-Tip. А такие хиты как: “Survival of the Fittest” и “Shook Ones II” придали альбому почти классический статус. Журнал Blender в 2003 году даже включил этот альбом в свой список 500 Дисков, Которые Вы Должны Прослушать, Перед Тем Как Умрёте. А вы как думали, всё серьёзно.
GZA Liquid Swords
Что интересно, GZA единственный среди участников Wu-Tang, кто начинал свою карьеру ещё до выхода дебютной пластинки Клана. Первый его альбом “Words from the Genius” вышел в 1991 году и почти полностью был спродюсирован именитым битмейкером Easy Mo Bee. На втором же альбоме “Liquid Swords” к проекту GZA подключился RZA и отлично дополнил его своим кинематографическим продакшном. Авторитетная газета The Chicago Tribune назвала этот альбом одним из самых значимых лирических опытов в хип-хоп истории.
Eminem The Marshall Mathers LP
Первый мэйджор-альбом Eminem “The Slim Shady LP” выиграл премию Grammy как лучший рэп-альбом и вошел в список журнала Rolling Stone 500 Величайших Альбомов Всех Времён. Но его бесспорно превзошло продолжение в виде “The Marshall Mathers LP”, которое навсегда застолбило за Eminem статус рэп-тяжёловеса и подарило миру такие хиты как: “Stan”, “The Way I Am”, “The Real Slim Shady” и другие.
A Tribe Called Quest The Low End Theory
По мнению критиков первый альбом группы A Tribe Called Quest звучал слишком уж экспериментально и из-за этого не все его смогли понять. Второй же их диск “The Low End Theory” отличался продуманным минимализмом: голоса, бас и барабаны. Альбом также известен как пример довольно гармоничного смешения хип-хопа и джаза. Кстати, комедиант Chris Rock присвоил этому альбому девятый номер в своём списке 25 Лучших Хип-Хоп Альбомов.
Fugees The Score
Всем, кому довелось прослушать оба альбома трио Fugees могли подумать, что они были записаны двумя разными коллективами. Настолько разительно отличается второй их диск “The Score” (с такими хитами как “Ready or Not” и “Killing Me Softly”) от первого “Blunted on Reality”. А в 1998 году журнал Source назвал “The Score” одним из 100 Лучших рэп-альбомов.
Public Enemy It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back
Проще говоря, “It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back” является одним из самых важных альбомов в истории мирового хип-хопа. И если первый альбом Public Enemy “Yo! Bum Rush The Show” только постучался в дверь социальной несправедливости, то “It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back” выбил её с ноги, ворвался в здание и сжёг его дотла. Твёрдая политическая позиция лидера PE Chuck D и убедительный, под завязку набитый сэмплами, продакшн The Bomb Squad сделали эту работу классикой. Всем борцам за гражданские права и социально-активным рэпперам стоит брать пример.
Дмитрий Нестеров