Великий мастер джазового авангарда, композитор, тенор-саксофонист, а также басс-кларнетист Дэвид Мюррей возобновляет гастроли с Black Saint Quartet. Новая программа с альбома Sacred Ground, выпущенного в 2007 году, была впервые с огромным успехом представлена в июне в знаменитом нью-йоркском клубе Birdland. Дэвид остался верен основной теме своего творчества: исследование эволюции афроамериканской культуры. В составе Black Saint Quartet — David Murray (sax tenor et clarinette basse), Lafayette Gilchrist (piano), Jaribu Shahid (contrebasse), Steve McCraven (batterie).
Изначально наследник стиля абстрактно-экспрессионистской импровизации 60-х — в том числе таких саксофонистов, как Альберт Эйлер (Albert Ayler) и Арчи Шепп (Archie Shepp), Дэвид Мюррей в конечном итоге выбрал амплуа, скорее соответствующее представлениям о тенор-саксофонисте мейнстрима. Однако его прочтение общеизвестных тем значительно отличается от их интерпретаций другими саксофонистами его поколения. Звук его саксофона — глубокий, бархатный, темный — напоминает об эпохе свинга, Бене Уэбстере (Ben Webster) и Коулмане Хокинсе (Coleman Hawkins). Но при этом к смене аккордов в квадрате Мюррей подходит совершенно самостоятельно.
Творчество тенор-саксофониста Дэвида Мюррея отмечено парадоксами: с 1977 года, когда вышел его авторский диск, он записал более полусотни альбомов — и это только под своим именем. То есть столько, сколько иные суперзвезды джаза не успевали записать за всю жизнь. При этом подавляющее большинство из них вышло за пределами США: в Италии, Японии, Германии. Не говоря уже о демократичных проектах, в которых все музыканты выступают на равных — кроме World Saxophone Quartet’a (WSQ), это и квартет кларнетистов Clarinet Summit (как и WSQ, тоже без ритм-секции), и электрогитарный Music Revelation Ensemble. Собственно, все коллективы, с которыми когда-либо сотрудничал Мюррей, неизменно привлекают внимание и критики, и публики. Именно участие Мюррея помогло сделать карьеру в США юному канадскому пианисту Д. Д. Джексону и его японской коллеге Аки Такасе.
Удостоившись престижной датской премии Jazzpar в 1991 году, он получает возможность сделать оркестровую программу с коллективом Пьера Дорха и в точности повторяет выступление оркестра Дюка Эллингтона на Ньюпортском фестивале 1956 года, где воспроизводит легендарное соло тенор-саксофониста Пола Гонсалвеса. После выхода удивительного альбома Fo Deuk Revue в 1996 году, Дэвид получил от критиков мириады призов и титул «путешественника в поиске новых звучаний». В последние годы резко возросло внимание к технике игры Мюррея, его называют неподражаемым мастером стиля.
Творчество Дэвида Мюррея пользуется непреклонным авторитетом среди коллег-музыкантов, испытывает пристальное внимание критики и огромную любовь публики — от Лос-Анджелеса до Токио. Не стала исключением и Россия, где маэстро всегда долгожданный гость.
Дэвид Мюррей и Black Saint Quartet 3 апреля в клубе «Б1 Maximum».