Панель с простым, но в то же время претенциозным названием «Хип-хоп: слово и дело» предоставила новый материал для размышления всем участникам музыкальных процессов: кто-то по-прежнему воспринимает хип-хоп и рэп как тождественные явления, кто-то считает их принадлежащими только урбан-культуре и востребованными в клубах исключительно в виде тематических вечеринок, причём не в праймовые пятницу или субботу, а кто-то признаёт их «право на жизнь» в существенно больших масштабах.
SWMC 2012 — «Хип-хоп: слово и дело»
В президиуме:
Александр Толмацкий, генеральный продюсер телеканала A-One
Фёдор Елютин, генеральный продюсер спектакля «Копы в огне», основатель event агентства VIP Promo
Александр Легчаков, автор идеи спектакля «Копы в огне», участник группы CaniCool
Павел Галкин (Мутабор), участник группы «Мальчишник»
Андрей Котов (DJ Dan), участник группы «Мальчишник»
Модератор панели — Дмитрий Шаля.
Данный материал не является полной стенограммой выступлений и дискуссии.
Александр Толмацкий начал свою речь с того, что обозначил желание поговорить на тему, как русский хип-хоп (который, по его убеждению, появился приблизительно в то же время, что и русский хаус и русский транс) стал мейнстримом в условиях, к примеру, когда нет ни одной FM-радиостанции, где этот самый русский хип-хоп доминирует.
Александр Толмацкий: Прежде всего, я хотел бы напомнить о волнообразном развитии хип-хоп культуры в России. За период с 1988 года и до 2001 удалось многое сделать посредством телеканала Муз-ТВ, затем последовал спад, если не сказать провал.
С полной уверенностью говорю — с 2004 года хип-хоп стал полноценным составным элементом клубной культуры, причём обращаю внимание, что рэп — это только малая часть, мы, вероятно, поговорим о ней сегодня чуть позже.
Почему это произошло — ответ простой и очевидный — до сих пор и московская публика, и люди со всей страны вспоминают те легендарные хип-хоп клубы, которых сегодня уже не существует, но атмосфера или, по меньшей мере, названия которых известны большинству.
Даже беглый взгляд на современные хит парады позволит увидеть, насколько больше хип-хопа стало в чартах, а краткосрочный визит в ночной клуб прояснит предпочтения ди-джеев. Я никогда не ходил по модным кафе и ресторанам, а тут вот на старости лет пошёл! (Улыбается). (Александр Яковлевич родился в 1960, сейчас ему 51 год — прим. Е.Св). Так вот, модные, продвинутые ди-джеи сегодня играют от 40 до 60% хип-хопа в своих сетах, имеют обширные фонотеки и, соответственно, могут ещё увеличивать этот процент.
Летом 2011 я был на Ибице, посетил вечеринку, организатором и хедлайнером которой был Дэвид Гетта. Все ключевые фигуры хип-хопа, кто были в тот момент на острове, в том числе Snoop Dogg и will.i.am., посетили этот концерт. Я говорю концерт, потому что ди-джейского выступления там фактически не было, он делал шоу, размахивал руками, а музыка была подготовлена заранее, сведена на диски.
Гетта поставил готовый микс и делал шоу — выполнял свою программу, а видные рэпперы привлекли дополнительную публику, естественно они заблаговременно оповестили свою аудиторию о намерении посетить эту вечеринку и отрекламировали её как классную.
Клубное шоу Гетты сделано в формате концерта, на котором читающие артисты выглядят органично, это ничего общего не имеет с исполнением под фонограмму или «притягиванием за уши» электроники к хип-хопу. Плюс на таком шоу крутят очень высококачественное видео.
Если в этой связи упомянуть Россию, уделите время и посмотрите, что делает DJ Хобот из «Касты», он один из наиболее прогрессивных персонажей, в том числе в аудиовизуальных технологиях и решениях, так что следите за направлением, в котором он будет двигаться.
Возвращаясь к волнообразному характеру развития хип-хоп культуры. О телеканале A-One, его новом названии и содержании «Hip-Hop Music Channel» я ещё расскажу сегодня
подробно. Сейчас упомяну мой проект, который, увы, так и не удалось довести до идеала и запустить в полную силу, это Радио Next. Звучавшие хип-хоп, рэп, фанк и соул в итоге заменила обычная западная попса.
Здесь начался переход Басты и Гуфа из андеграунда в мейнстрим; в горячую ротацию попал первый трек Гуфа, «Сплетни», это в котором «Моя бабушка читает газету „Жизнь“», и стал хитом; а Баста начитывал для нас разные юмористические заставочки, был ведущим, так его голос стал привычен множеству слушателей.
Я не хотел бы сейчас углубляться в дискуссию на тему «хорошо-плохо», но андеграунд никому не нужен, и если вас называют «попсовыми» — порадуйтесь. Это моя позиция. Я не музыкант и не артист, никогда им не был, а просто слышу хорошо — и треки, что в них там по содержанию и техническому исполнению, и звук практически в любом клубе смогу самостоятельно отстроить.
Дмитрий Шаля: Александр, расскажите о переформатировании телеканала A-One. Что изменилось с его «перенастройкой» на хип-хоп, в частности, для российской сцены?
Александр Толмацкий: Все, все без исключения понимающие российские артисты хотят стать эфирными, стать медийными. Это в продолжение моих размышлений о том, какие шаги нужно сделать, чтобы пробиться к действительно большой аудитории, или так и оставаться «широко известными в узких кругах».
В преддверии изменений, нового формата канала, переговоры шли около года. Конкретное, предметное обсуждение деталей заняло около полугода. Мы заказывали ряд специализированных исследований, чтобы иметь подробную картину рынка, видеть положение дел сейчас и уверенно прогнозировать что-то на перспективу.
Альтернативный, роковый A-One имел аудиторию около 6-7 миллионов человек, причём в последний год работы в прежнем формате эта цифра из месяца в месяц не изменялась, оставалась прежней.
С сентября 2011, когда мы превратились в «Hip-Hop Music Channel», и до декабря, 20% аудиторного объёма мы потеряли. Это по данным отчётов исследовательской компании TNS. Но добавился миллион новых зрителей! Их было 7 миллионов, исчезло прежнее ядро — те двадцать процентов, которые слушают только рок музыку и вообще никак не принимают хип-хоп.
Ядро мы, естественно, перенабрали, и «нарастили» ещё миллион. Возраст нашей основной аудитории сегодня от 18 до 25 лет, молодых людей и девушек — поровну; а вот уровень обеспеченности стал на 10% выше, чем был в «альтернативные» времена, и это уже отметили не только мы, но и наши рекламодатели.
План — через год выйти на 10 миллионов зрителей. Но для развития отечественной хип-хоп культуры этого недостаточно, мы не можем себе позволить сейчас действовать по принципу «Знай — засевай, и всё что угодно прорастёт на этой благодатной почве», почвы ещё нет.
Очень важно объединить усилия по всем направлениям, например: хип-хоп телеканал + эфирная радиостанция + хип-хоп lifestyle портал + целая сеть клубов по стране. Нужен очень большой хип-хоп клуб в Москве.
Кстати, я хочу задать вопрос, почему в вашем расписании шоукейсов нет хип-хопа, кроме группы «Мальчишник», а клубные показательные выступления артистов и брендов ограничены только несколькими жанрами? Да и то вон «Мальчишник» со мной не соглашаются, говорят, что исполняют они не хип-хоп, а юмористические куплеты! (Улыбается).
Было сделано много предложений организационному комитету, чтобы выделили время и площадку хип-хопу, но ни одно из них не было принято. Вот задают вам вопрос: «А есть такой хаус, для пацанчиков?!», что вы отвечаете? А я прямо сейчас, сразу отвечаю, что такой хип-хоп у нас уже есть! Причём обратите внимание, это ещё R&B не запущен самостоятельным блоком!
Продолжу о российской сцене, молодых артистах и завершу свою мысль о том, нужен ли нам хип-хоп канал вообще. Нужен. У молодых ребят есть выбор, останутся они и дальше со своей маленькой аудиторией, или продолжат борьбу за большую, причём без разницы, в Интернете или на канале. Все борются за массового зрителя, слушателя. Интернет — это выборочное смотрение, а телеканал — сплошное.
Я уточню, приве
ду пример. На нашем канале существует свой «художественный совет хип-хопа», мы отсматриваем клипы. Раньше это были 7-8 новинок в неделю, из них в лучшем случае 3-4 из России. Сегодня их уже по 20-30 в неделю, я имею в виду только отечественных; мы ставим в ротацию очень разноплановые видео, в том числе, например, группы «Кровосток», там есть крайне жёсткие вещи.
Кто ещё, кроме A-One, покажет вам клип «Кровостока»? За эфирное время существует колоссальная конкуренция массы молодых ребят, но никто никого не пытается перещеголять, и все сюжеты укладываются в слоган нашего канала «Позитивно, креативно, прикольно».
Дмитрий Шаля: Я хотел бы подключить к дискуссии тебя, Андрей. Друзья, перед вами Андрей Котов, он же Дэн из группы «Мальчишник».
Андрей Котов: Я после вчерашнего ещё не совсем в голосе, может быть, Павел расскажет что-то?
Реплика из зала: Вы вообще вчера взорвали!
Павел Галкин: Спасибо. Тема ограничений и запретов, которую сейчас затронул Александр, сопровождала весь творческий путь «Мальчишника». После того как на первом канале был показан клип на «Секс без перерыва», оттуда уволили редактора, начались запреты нас и на телевидении, и на радио, и в журналах.
Мы всегда были скандальной командой, оравшей разные непристойности со сцены, и официальная «блокировка» только многократно увеличила число концертов и подогрела интерес, а мы заработали кучу денег и не вылезали из гастрольных поездок, делая каждую пятницу, субботу и воскресенье по два концерта в городе при полных аншлагах.
Дмитрий Шаля: Спасибо, в продолжение темы у меня вопрос к Фёдору и Александру, проект «Копы в огне». Как Вы изобрели свой формат и стали собирать полные залы?
Александр Легчаков: «Копы в огне» — это не мюзикл, не спектакль и не пьеса, мы называем свой проект «хип-хоперой», это производное от хип-хопа и оперы. Нас часто называют «рэп-мюзиклом для тех, кто вообще не в теме рэпа», отчасти это правда, мы ощущаем стабильный интерес к «Копам в огне» со стороны людей, которые не считают себя ценителями или фанатами хип-хопа или рэпа.
Вообще безо всякой рекламной поддержки, к нам стабильно приходят 2-3 тысячи человек каждый месяц. Мы показываем, кем мы являемся, на простых вещах: это новое ритмическое осмысление, чистый флоу и владение битом, мы не читаем «сами в себе» и не думаем, что важен текст. Мы понимаем, что если наше творчество можно с кем-то сравнить, то оно не имеет смысла.
Александр Толмацкий: Я добавлю, что музыка не проста в производстве! Проста самодеятельность. А чем проще, как вам кажется, звучит трек, тем он, как правило, сложнее сделан и в идейном плане, и в техническом.
Сейчас мы делаем вечеринки в бывшем клубе «Инфинити», аналогично без какой-либо рекламы и гастролей звёзд, пользуемся только SMS-рассылкой, каждую пятницу и субботу собираем по 1 000 человек. Просто хорошая музыка и хорошая атмосфера — вот что сегодня решает, всё остальное для наших гостей — лишь форма.
Вопросов из зала нет, тогда я резюмирую. В общем, всё, что не приносит денег, умирает, и в этом проблема бизнеса. Я никогда не скрывал, что люблю кэш. Давайте зарабатывать бабло на том, что нам нравится, как мы в хип-хопе — и словом, и делом!
P.S. Тема поиска способов привлечь публику в клубы была продолжена на следующий день во время панельной дискуссии с участием Андрея Резникова, генерального директора Радио Рекорд, и арт-директоров клубов со всей России, материалы которой также готовятся к публикации.