В преддверии своего большого концерта, посвященного 15-летию на сцене, Check рассказал нам о том, как на него повлияла музыка регги. И попутно назвал 10 своих любимых регги-песен, которые можно послушать ниже.
«Вначале было слово» – истина, характерная и для Root’s Rock Reggae, потому что слово возникло из звука, а звук возник в свободном пространстве. Звук как обращение, как содержание и ритм, как плач «униженных и оскорбленных. Но звук – и как полет «позитивных вибраций» через время и пространство.
Мне было 10 лет, когда я впервые услышал голос Боба Марли. Стоя на крыльце школы, в которой я учился, я вдруг осознал, что весь мир для меня переменился. Хотя он и меняется в детстве каждую секунду, но это было что-то другое.
До этого я слушал жесткий рэп вроде группы «Onyx» и не любил мелодичный вокал, считая по юной глупости, что это все попса. Но тут было что-то другое, хотя Боб и пел в наушниках, которые на меня надел старшекласник Ресаман – первый раста в нашей школе. Я почувствовал искренность его обращения ко мне, хоть он и пел на английском, а английский я тогда плохо знал.
Ритмы первых африканских барабанов стали источником всех ритмических рисунков, доступных в музыке и по сей день. Хотя регги и возникло на Ямайке в конце 1960-х годов, получив широкое распространение десятилетием позже, эти годы явились просто точкой отрыва и временем оформлением стиля. Слабая доля, исполняемая в рэгги, раскачивает энергию души и тела подобно маятнику «туда-сюда» – это, подобно музыкальной медитации, производит правильную работу с сознанием человека.
И дело здесь не в курении марихуаны, хотя она и явилась одним из важных элементов целой культурной эпохи, а в том, чтобы придти к себе домой, стать собой, погрузиться в свой внутренний мир и через него полюбить всю вселенную и Бога, сотворившего ее, бога, которого растаман именует Джа.
Думаю всем понятно, что Джа – это Единый Бог, которому люди дают разные имена, но при этом все мы ходим под одним небом и одному богу служим с любовью и почтением, возносим молитвы и песнопения.
Послушав Боба Марли, я не бросил читать, писать и слушать рэп, нет – но душа моя воспаряла теперь именно под слабую долю рутс регги. А в рэпе я скорее хотел найти уверенность своего обитания на злых улицах Москвы в конце девяностых.
Ведь в казалось бы несложном ритме рэгги заложена невероятная ритмическая конструкция и чуть ли не медитативная глубина восприятия и исполнения. В течение своей жизни я обнаружил для себя еще одного «коронованного принца рэгги» – Денниса Брауна. Его голос воистину божественен, его песни наполнены мелодичными притчами, некоторые фишки исполнения практически неповторимы. Сам Боб Марли в одном из интервью сказал, что он очень хотел бы записать песню с ним, но что-то, видимо, не срослось.
В музыкальной культуре рэгги есть такое понятие, как Jah Poets (Поэты Джа). Так что, в отличие от других стилей, рэгги – это вечный диалог поэтов, музыкантов. В этом смысле рэгги выступает за чистоту стиля, и понты здесь не катят. Конечно, я говорю о корневом рутс регги, а не о современных стилях вроде дэнсхолла.
Имен, конечно, намного больше, и все они вписаны в великую книгу жизни отдельной главой. Современные представители, олицетворяющие дух раста, – это Capleton, Sizzla, Damian Marley (как и все братья Marley), Gentleman, Matisyahu и многие другие. По всему миру ежегодно проводятся большие фестивали вроде Reggae Splash, практически только Россия осталась в стороне от подобных движений, не cчитая некоторых редких проявлений.
Вообще не очень понятно, почему в нашей стране регги не очень-то прижилось в массовом сознании. Хотя некоторые и выпускали рэгги-хиты, вроде Юрия Антонова или Александра Барыкина, но глубокое звучание регги, на мой взгляд, им так и не удалось озвучить. Наверное, другие цели они ставили перед собой.
Последний масштабный фестиваль на моей памяти прошел не так давно, под названием «Музыка для Боба». Фестиваль собрал около 4-5 тысяч человек и был полон добра и позитива. Но это редкое и почти что невероятное событие.
В России ближе всех остальных к правильному звучанию оказался Михей, к огромному сожалению рано покинувший корабль «Земля». Сама манера его исполнения как нельзя лучше выражает звучание рэгги на русском языке.
Можно долго говорить о философии и культурном наследии раста со стороны религиозной составляющей, вплоть до того, что даже в Индии есть свои раста. Их именуют Наги-Баба, это йоги, которым доступны мистические способности: они, например, могут взлететь на пару метров вверх, находясь в состоянии медитации, сидя в позе лотоса. У них невероятно длинные дрэды, достигающие порой нескольких метров в длину, они курят марихуану, называя ее «маха прасат» – «милость Шивы». Было бы здорово собрать в одном месте всех ямайских рутс раста и индийских наги-баба. Вот это была бы сила!
В свою очередь, и я стараюсь, играя рэгги со своими музыкантами, не уходить в плоскую, поверхностную имитацию, а, скорее, все глубже и глубже проникаться этим стилем через аккорды и мелодии, доступные мне. Вообще, даже употребление пищи для растамана имеет почти ведическое значение. Большинство раста – вегетарианцы. Философия мира выражена и в отношении к тому, что мы употребляем, будь то пища или информация.
Век расцвета цивилизации несет в себе разрушения огромных масштабов. Основное поле битвы – внутри каждого из нас. Со стороны может показаться, что наука помогает нам быть ближе друг к другу, сокращает расстояния и работает на благо человечества, но научный прогресс – регресс внутренней свободы, истинных ценностей любви и веры, как и истощение жизненных сил всего человечества. Человек – дух, а не тело, ведь именно дух направляет и поддерживает тело. Поэтому значение регги нисколько не преувеличено – и в наше время эта музыка должна получить еще более широкое распространение. Рэгги – cозидание, наблюдение и выражение высшей любви всему человечеству. Одна любовь!