«Музыка мой способ общения, это та часть меня, которую я могу показать и разделить с публикой. Это то, что я должна давать; мой способ сказать ‘Давайте найдем еще что-то новое!’».
Королева соула, первая женщина, попавшая в Зал Славы Рок-н-Ролла, гигант американской музыки и культуры в целом, легенда… всё это и даже больше Aretha Franklin.
Ее невероятно сильный и гибкий голос позволил ей исполнять песни так, как никто другой до нее, эмоционально и страстно, затрагивая все уголки души слушателя. Ahmet Ertegun, соучредитель компании Atlantic Records, окрестивший ее «самой великой певицей нашего времени», также заметил: «Я не знаю никого другого, кто обладает таким инструментом, как ее голос. Она сумела сочетать госпел и глубокое чувство блюза».
Ее «задушевный, знойный» соул зародился под влиянием госпела и другой церковной музыки. Франклин родилась в Мемфисе и росла в Детройте, где ее отец, преподобный К.Л. Франклин, служил пастором в Новой Баптистской церкви Сектантской молельни. Один из самых известных религиозных ораторов, преподобный Франклин был другом и коллегой Мартина Лютера Кинга. Арета начала петь духовную музыку в раннем возрасте и записала свой первый альбом «The Gospel Sound of Aretha Franklin» в четырнадцать лет. Большое влияние оказала на нее тетя, Клара Вард, известная певица священной музыки. Помимо ее семьи на Франклин повлияли такие легенды, как Billie Holiday, Sarah Vaughn, Mahalia Jackson. Всё это подарило ей беспрецедентную эмоциональность исполнения, которой потом будут подражать Mary J. Blige, Mariah Carey, Whitney Houston и другие дивы: Франклин вывела соул на новый уровень общения с публикой.
В 1960 году Арета заключила договор с Columbia Records, где она оставалась в течение шести лет, выпустив десять альбомов, которые, к сожалению, были не в состоянии полностью раскрыть ее способности. Сотрудничая с поп-продюсерами, она испробовала множество стилей, но так и не смогла найти свое звучание. Франклин никогда не была против сочетать разные стили музыки, она знала, как исполнять поп-композиции, но она должна была интерпретировать их по-своему. John Hammond, пригласивший Арету в компанию, в последствии признавался: «Я дорожу альбомами, которые мы сделали вместе, но Columbia Records была белой компанией, которая неправильно поняла ее гениальность».
Когда ее контракт с Columbia Records истек, Jerry Wexler удалось переманить Франклин на Atlantic Records. С прихода на Atlantic в 1966 году начинается золотой период ее карьеры, в течение которого были записаны самые известные хиты соул музыки. Первый сингл Ареты на Atlantic, «I Never Loved a Man (the Way I Loved You)», показал всю силу и красоту ее меццо-сопрано.
Безусловно, самым большим триумфом Ареты стала ее пылкая версия песни Otis Redding «Respect», которую можно считать гимном зарождающегося в то время феминистского движения.
Впоследствии эту песню также исполняла Mary J. Blige.
Согласно The Rolling Stone Album Guide первый альбом Ареты на Atlantic, «I Never Loved a Man (the Way I Loved You)», по сей день остается самым выдающимся соул-альбомом всех времен.
Работая в тесном сотрудничестве с продюсером Jerry Wexler, инженером Tom Dowd и аранжировщиком Arif Mardin, Франклин продолжила свой триумфальный путь и закрепила за собой звание «Королева Соула». Ее следующие три альбома: «Aretha Arrives» (1967), «Lady Soul» (1968) и «Aretha Now» (1968) включали в себя такие хиты, как «Chain of Fools», «Think», «Baby, I Love You», «Since You’ve Been Gone (Sweet Sweet Baby)», «A Natural Woman».
В первые годы 70-х Франклин выпустила тепло принятые критиками альбомы «Spirit in the Dark» (1970); «Young, Gifted and Black» (1972); «Live at Fillmore West» (1971) и «Amazing Grace» (1972). Первые два развивали темы гордости черного населения и женского равноправия, в то время как последний двойной альбом, который был записан в сопровождении Джеймса Клевелэнда и Южного Калифорнийского Хора – это ее возврат к корням, к церковной музыке.
После двенадцати лет и девятнадцати альбомов ее долгое пребывание на Atlantic Records закончилось в 1979 году. В восьмидесятых на Arista Records она записывает все от госпела до танцевальной музыки, занимая верхние позиции чартов с хитами «Freeway of Love» и «Who’s Zoomin’ Who» . В 1987 году у Франклин выходит ее второй хит номер один – «I Knew You Were Waiting (for Me)», дуэт с Джорджем Майклом. В 1986 году Арета объединилась с Keith R
ichards из Rolling Stone для записи версии «Jumpin’ Jack Flash» для одноименного фильма с Вупи Голдберг. В 1989 году новый звездный дуэт, на этот раз с Элтоном Джоном «Through the Storm». Доказывая свою стойкость, Франклин еще поднималась в чартах в 1998 году с «A Rose Is Still a Rose», написанной и спродюсированной Lauryn Hill.
Арета Франклин – это «тяжелая артиллерия» американской музыки, талантливейшая женщина, которая вот уже полвека заряжает мир R&B и хип-хопа своей сумасшедшей энергией. Королева души и сердец (The Queen of Soul and Hearts), она внесла форте в оперу по имени Музыка.
Вот некоторые из треков, в которых использованы сэмплы из песен Aretha Franklin:
Оригинал: Aretha Franklin “One Step Ahead”
Сэмпл использован в Mos Def «Ms. Fat Booty»
Оригинал: Aretha Franklin “Think”
Сэмпл использован в 3rd Bass «The Gas Face»
Оригинал: Aretha Franklin “Call Me”
Сэмпл использован в Slum Village ft. Kanye West «Selfish»
Оригинал: Aretha Franklin “Spirit in the Dark”
Сэмпл использован в Kanye West «School Spirit»
Оригинал: Aretha Franklin “Day Dreaming”
Сэмпл использован в T.I. ft. Jazze Pha «Let’s Get Away» (также можно услышать в треке Cam’ron ft. Tiffany Carlin «Daydreaming»)
Оригинал: Aretha Franklin “Rock Steady”
Сэмпл использован в EPMD «I’m Housin’»
Кроме того: Styles P ft. Pharoahe Monch «The Life» (Aretha Franklin «The Long and Winding Road»), The Bizzie Boys «Droppin It» (Aretha Franklin «I Never Loved A Man (The Way I Love You)»), Kool Moe Dee «No Respect» (Aretha Franklin «Respect») и др.
Евгения Шленова