В очередном выпуске авторского блога Лигалайза – рассказ о певце Сэме Куке, важнейшем исполнителе соул-музыки, знать и любить которого имеет смысл каждому поклоннику хип-хопа.
Довольно смелая идея для хип-хоп блога – третий свой выпуск посвятить соул-музыканту, да еще и совсем не безвестному. Но мы легких путей не ищем, да и есть у меня ощущение, что имя Сэма Кука вспоминается незаслуженно редко, когда речь заходит об «отцах» современной музыки. А главное, рассказ о таком «праотце» создает, как я считаю, нужную основу для дальнейшего разговора о культуре, которая имеет уже вековые корни.
Сэм Кук – один из самых важных музыкантов двадцатого века, человек, про которого нужно знать. В буквальном смысле – создатель соул-музыки. Творческий смельчак и революционер, открывший дорогу таким Легендам, как Джеймс Браун, Аретта Фрэнклин, Отис Рэддинг, Эл Грин, Марвин Гэй, Стиви Уандер – и многим другим, тем, которые потом в один голос называли Сэма Кука главным вдохновением и ориентиром на их творческом пути.
Он начал петь в церковном хоре, его отец был священником. Во времена его музыкального становления особая техника церковного пения – госпел, – использующая повышение тональности, мелизмы и другие вокальные приемы, знакомые сегодняшним слушателям R&B, была призвана восхвалять Господа и не позволяла исполнителям посвящать песни мирским, земным темам.
Сэм Кук был первым, кто позволил себе совместить технику госпела с более доступными, общечеловеческими темами песен о любви и социальных взаимоотношениях и как Прометей стал нести свою музыку людям.
За это его порицало афроамериканское сообщество. Кук вызвал серьезную волну возмущения и обвинений. Впоследствии этот музыкальный кроссовер получил название «соул» и влюбил в себя миллионы и миллионы людей.
Потребовалось время для осознания важности музыкальных находок Сэма Кука и значимости пути, который он прорубил верхними строчками хит-парадов, и по которому следом за ним отправились сотни талантливых черных исполнителей.
В годы сегрегации и лютого расизма Сэм Кук первым появился на тех площадках, на которых до него нельзя было и представить выступления чернокожих музыкантов.
Будь то главное место в телевизионном поп-чарте Эда Сэливана с его первым большим хитом «You Send Me» в 1957-м или выступление в концертном зале «Копакабана» в 1959-м, где до него пели только такие артисты, как, например, Тони Бэннет и Фрэнк Синатра.
Путешествуя по стране и наблюдая несправедливость и унижения по отношению к своему народу и к бедным людям вообще, Сэм Кук осознал важность своего голоса и пересмотрел взгляд на то, какой посыл должна нести его музыка. Это привело его к написанию песен, которые стали международными символоми борьбы за свои права и веры в лучшее будущее («Chain Gang», «A Change is Gonna Come» и др.). Чего стоит один факт того, что самыми первыми словами президента Обамы после победы на выборах 2008 года стала строка из песни Сэма Кука «A Change Is Gonna Come» – «Мы ждали перемен – и вот они настали».
Сэм был автором почти всех своих песен (что случается не часто), и, возможно, его тексты на бумаге могли показаться слишком простыми, но когда он исполнял их сам и наполнял своим шармом и всепобеждающей честностью, стены сомнений рушились и слушатели любых возрастов и национальностей становились поклонниками его таланта и харизмы (что ни говори, а со свэгом у чувака было все в порядке =) ).