Кадр из фильма "После"
Обозреватель Sobesednik.ru — о клише, стереотипах и слишком явных отсылках в фильме «После» (в кинотеатрах с 18 апреля).
Знала ли Стефани Маейр, когда писала свой бестселлер «Сумерки», чтобы оплатить счета, что ее книга повлечет за собой бум среди фикрайтеров? И, что самое главное, эти фикрайтеры будут писать совсем не о вампирах. Одной из первых авторов фанфиков по «Сумеркам», которая прославилась на весь мир, стала британка Э. Л. Джеймс, написавшая «50 оттенков серого». Белла и Эдвард превратились в Анастейшу и Кристиана, а разъединяющее их препятствие в виде вампиризма — в БДСМ.
Теперь на большие экраны выходит фильм «После», снятый по одноименной книге Анны Тодд. Книга изначально была фанфиком про Гарри Стайлза, певца и экс-участника группы One Direction. Но события в фильме уж очень напоминают пресловутые «50 оттенков».
В принципе, «После» можно вполне называть «50 оттенков серого» для подростков. Неуверенная в себе и во всем мире Тесса поступает в университет. У Тессы слишком опекающая ее мама и бойфренд, с которым они знакомы с пеленок. Благодаря своей соседке она встречается с Хардином — заносчивым и красивым парнем, который одновременно притягивает девушку и отталкивает ее. Хардин «не заводит отношений» (звучит знакомо, правда?), но с Тессой, конечно, все меняется. До поры до времени.
Забавно, что продюсеры фильма, видимо, сильно озаботившись инклюзивностью в актерском составе, как-то упустили очевидные штампы и стереотипы в сценарии. Хардин и его друзья — татуированные, с пирсингом, предстают как синоним всего плохого и развратного. Казалось бы, в XXI веке, где пирсинг и тату явно не говорят о проблемах с законом и вредных привычках, сценаристы будто бы возвращаются к убеждениям двадцатилетней давности, делая героев с тату и пирсингом любителями наркотиков, алкоголя, беспорядочных половых связей и совершенно не интересующихся учебой. Тесса же — явно воплощение благородства и порядочности, типичная «girl next door» из классического американского ромкома.
Хардин и Тесса сопоставляют себя с героями романов «Гордости и предубеждения» и «Грозового перевала», что, опять же, очень уж явно отсылает нас и к «Сумеркам», и к «50 оттенкам». До мистера Дарси и Элизабет Беннет им, правда, совсем уж далеко, да и на Беллу с Эдвардом они, честно говоря, не тянут.
Фильм перенасыщен клише, стереотипами и штампами в сценарии и диалогах. Целевой аудитории, сделавшей фанфик бестселлером и давшей жизнь еще четырем частям книги, картина, впрочем, может вполне понравиться. Однако если вы не ассоциируете себя с подростком 14–15 лет, витающей в облаках и мечтающей о сказке, в которой принц будет «плохим мальчиком» с татуировками, готовьтесь к тому, что вы будете нервно ерзать на стуле, закрывать глаза рукой и думать, зачем же вы вообще купили билеты на этот показ.