Родион Нахапетов // фото: Владимир Чистяков
Родиону Нахапетову 21 января исполнилось 75 лет. Мы любим актера за блистательную игру в картинах «Торпедоносцы», «Раба любви», «Нежность», «Живет такой парень» и многих других. Весь Советский Союз восхищался статным красавцем. Женщины желали себе такого возлюбленного, а мужчины хотели быть похожими на его брутальных героев. В это время в Ереване у телевизора грустил отец артиста. Рафаил Тотевосович видел своего ребенка лишь на экране. Отец с сыном не могли общаться.
После роли в фильме «Раба любви» Родион Нахапетов стал секс-символом СССР // фото: Global Look Press
Отец Родиона Нахапетова Рафаил Тотевосович в молодости // фото: личный архив
Нахапетов не отказывает в интервью, но нигде и никогда не упоминает о своих братьях Георгии и Валерии. Ни в одной официальной биографии вы не найдете информации об армянских родственниках русского актера с армянской фамилией. Впервые о хитросплетениях судьбы замечательного артиста и режиссера рассказывает его младший брат. Валерий и Родион нашли друг друга, когда за плечами уже была целая жизнь.
Валерий Рафаилович Нахапетян живет в одном из районов столицы Армении вместе со своим сыном Рафаилом, дочь Ани выдал замуж в Москву. Недавно он перенес инфаркт, поэтому не смог приехать на юбилей своего брата.
– Я всегда звоню Родику, когда по нему тоскую. Никуда не денешься, когда тебя зовет родная кровь, – делится Нахапетян. – В Москве брат встретится с дочерьми Аней и Машей, как это хорошо, он так привязан к своим дочкам, любит их, беспокоится о них, а я своих племянниц никогда не видел. С моими детьми Рафаилом и Ани братишка знаком, он приезжал в Армению в 1994 году вместе со своей женой Наташей. Веру Глаголеву я видел только по телевизору, когда мы начали переписку с братом, они были уже в разводе. Мы старались принять дорогих гостей от всей души. На тот момент была жива моя жена, но отца и нашего старшего брата Георгия уже не было с нами.
– Как так вышло, что вы не общались с братом с детства?
– У нас мамы разные. Моя мама Наташа была законной женой отца, а Галину Антоновну папа встретил на фронте, она стала его боевой подругой. В то время у папы уже подрастал мой брат Георгий, мама ждала отца с войны. Мы с Родионом оба появились на свет на Украине, только он в Днепропетровской области, а я – в западной части Украины, в Бориславле, где отец восстанавливал нефтяные промыслы. Во время войны мама с Жорой находились в Баку. Я пошел в папу, получил техническое образование, всю жизнь работал в научном институте в Ереване.
При воспоминании об отце голос Валерия Рафаиловича дрожит:
– Никогда не забуду, как папа сидел на диване и внимательно смотрел все фильмы с участием Нахапетова, – рассказывает мой собеседник. – Бедный наш папочка, как же ему было тяжело! Он был наедине со своей драмой. Он не мог закричать от радости, когда видел родного сына по телевизору. Отец не смел делиться своей болью с семьей. Один на один с экраном…
– Валерий Рафаилович, что же мешало вашему отцу видеться с сыном, помогать ему? Родиону было 22 года, когда Галина Антоновна ушла из жизни. Парню нужна была поддержка…
– Я в курсе этой трагедии. Маме Родика было чуть больше сорока, когда она скончалась от неизлечимой болезни, он мне рассказывал. Но моя мама была против, чтобы ее муж общался со своим внебрачным сыном. В маме говорила женская обида. Родион ей напоминал об измене отца. Кстати, Родик больше меня и Жоры похож на папу. Одно и то же лицо.
– Отец и сын так никогда и не виделись?
– Всего лишь один раз. Папа помогал Родиону поступать в Суворовское училище. Родик потом бросил эту затею. Отец, наверное, тайно ездил к ним. Незадолго до своего ухода папа мне сказал, что у него есть еще один наследник. «Знаешь актера Нахапетова? – спросил у меня отец. – Он твой брат». Я написал Родику письмо. Через некоторое время он прибыл к нам в Армению. Встреча была незабываемой. Хочу поздравить брата с днем рождения. Родион, я желаю тебе крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов. Мы смотрим все твои фильмы и программы с твоим участием. Ты всегда рядом, мой брат.
– Мы не можем сейчас приехать в Москву, – сказал мне в телефонном разговоре племянник Нахапетова, Рафаил. – Сожалеем. Папа неважно себя чувствует. Но я дам вам телефон моей сестры Ани. Возможно, она встретится с дядей в Москве.
Слева направо: Родион, Валерий, Рафаил и Ани, супруга Валерия и Наталья Шляпникофф. Ереван, 2004
// фото: личный архив
Ани Гукасян оказалась доброй девушкой, она очень рада общаться с дядей и со своими двоюродными сестрами Анной и Марией, дочерьми Нахапетова и Веры Глаголевой.
– Я с радостью встречусь с Аней и Машей. Мы никогда не виделись. Интересно посмотреть на девочек, на их деток, мы же все близкие родственники. Кто еще ближе родни? У меня двое малышей – Люси и Тигран. Получается, они внуки Родиона Нахапетова. Я смотрела фильм «Моя армянская свадьба», режиссер которого – наш дядя. Думаю, что эта картина – дань его армянским корням. Младшая дочь дяди, Маша – копия нашего дедушки Рафаила Тотевосовича. Посмотрите на фото, как они похожи! Жаль, что папа и дядя не знали друг о друге много лет. Помню, как приехал он к нам домой, простой и откровенный человек с большой буквы. Я сохранила его автограф. Жена дяди – Наташа – тоже нам понравилась, она открытая такая, веселая. Мы его любим и ценим. Он для нас всегда был и остается гордостью. Дядя, я желаю тебе долгих-долгих лет счастливой жизни.
Родион Нахапетов с дочками Марией и Анной // фото: Геннадий Усоев