Исследователи установили феномен музыки Эннио Морриконе

Исследователи установили феномен музыки Эннио Морриконе

После смерти 91-летнего итальянского композитора Эннио Морриконе музыковеды в который раз задумались, как саундтрек влияет на фильм и может ли партитура изменить зрительское впечатление от картины. В истории немало примеров творческого единения режиссеров и композиторов, но лишь немногие композиции способны жить за пределами экрана. И неважно, будь то зал консерватории, рок-концерт или техно-рейв.

фото: en.wikipedia.org

Звенящий ритм фильма «Хороший, плохой, злой» (1966), пасторская атмосфера «Дней рая» (1978), ледяное напряжение в «Нечто» (1982), элегическая красота «Однажды в Америке» (1984) – это далеко неполный список картин, музыка к которым написана итальянским маэстро Эннио Морриконе. Он не просто возвысил сцены уже классических фильмов, а дал им самостоятельную жизнь.

В книге 2019 года композитор сказал, что «большую часть времени люди воспринимают музыку в фильме как подсознательное внушение. Другими словами, она умудряется показать то, что не видно – работать против диалога или еще больше рассказать историю, которую образы не раскрывают». То, как именно саундтрек делает фильм великим, может быть вечным вопросом. Но бесспорно одно – Морриконе оставил вневременное наследие во множестве жанров.

Британский композитор, драматург и телеведущий Нил Брэнд исследовал технику и силу саундтреков к фильмам на протяжении большей части своей карьеры. «Я шел в кино и смотрел массивный блокбастер с необыкновенной музыкой. Если она все еще тикала в моем уме, когда я возвращался домой, то садился за пианино и отчаянно пытался ее повторить, узнать, как работают аккорды. Великая киномузыка каким-то образом сохраняет свою магию, даже когда обнажаются ее знакомые мелодии», – вспоминает он.

Морриконе – яркий пример того, как музыка к фильму может быть утонченной и в то же время непредсказуемо игривой. Его разнообразные темы включают интенсивно пронзительную мелодию в «Однажды на Диком Западе» (1968) или непримиримо романтическую пьесу Chi Mai 1971 года, которая потом использовалась в пяти фильмах, включая «Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо. Причем Морриконе никогда не терял ощущения поп-музки. На протяжении всей карьеры он работал с итальянскими артистами от Мины и Дзуккеро до Pet Shop Boys.

В интервью 2008 года, записанном для BBC Radio 4, маэстро сказал: «Как композитор я ищу основную историю в фильме. Такую, которую нельзя рассказать через образы или диалог». По словам Нила Брэнда, такие фильмы, как «Однажды на Диком Западе» и «Однажды в Америке» имели прагматичный, жесткий подход как к героям, так и к сюжету. Но музыка Морриконе придала им невероятную эмоциональную глубину. В картине «За пригоршню долларов» (1964) у Клинта Иствуда всего около 25 строк. Но музыка, которая играет между перестрелками Иствуда, навсегда запомнится зрителями. Более того, именно она возведет ковбоя в пантеон великих героев всех времен.

Некоторые из знаковых картин не вошли бы в зал мировой славы без взаимопонимания между режиссером и композитором. Например, классическое творческое партнерство Альфреда Хичкока и Бернарда Германа (от «Психо», «Головокружения» и «На север через северо-запад» до пронзительного электронного звучания в «Птицах») или композитора Нино Рота и итальянских тяжеловесов Федерико Феллини, Лукино Висконти и Фрэнсиса Форда Копполы, для которого он написал музыку к «Крестному отцу».

Эннио Морриконе, как известно, тесно сотрудничал с Серджио Леоне, который часто снимал или расширял сцены, основанные на музыке Морриконе, и Джузеппе Торнаторе. Более того, он написал оскароносный саундтрек к «Омерзительной восьмерке» Квентина Тарантино, хотя доверительных отношений у тандема не получилось. Но сам режиссёр не раз называл себя поклонником Морриконе,

Нил Брэнд утверждает, что необязательно брать тяжелую артиллерию кинематографа, чтобы насладиться великолепными саундтреками. Таких примеров полно и в мультфильмах. Будучи детьми, мы часто делаем свои первые музыкальные открытия через кино. Затем несем эти саундтреки через всю жизнь. Взять, скажем, музыку Ханса Циммера к «Кунг-фу панде».

По словам Брэнда, современные семейные фильмы часто показывают захватывающие и авантюрные партитуры. «Послушайте музыку Джона Пауэлла для мультфильмов «Как приручить дракона» или работу Рэнди Ньюмана над саундтреками к «Истории игрушек». В этом жанре так много искреннего восторга и радости, что я заново полюбил ходить в кино с детьми!»

Великая киномузыка может создавать кумиров – экстраординарная оскароносная партитура исландского композитора Хильдура Гуднадоттира для «Джокера» (2019) – и подрывать жанры – как пронзительные и мощные симфонии Николаса Брителла для «Лунного света» (2016). Эннио Морриконе не уставал экспериментировать. Теперь его бессмертные произведения звучат не только в кино, но и на хард-рок концертах Metallica, которая использует «The Ecstasy of Gold» из фильма «Хороший, плохой, злой» в качестве вступления, и на техно-рейвах, когда около 6 утра по потному танцпол проносится тема из «Миссии». Вряд ли, сам маэстро предвидел такое. Но это доказывает одно – величайшая музыка к фильмам нетрадиционна. И она действительно поражает слушателя там, где он меньше всего этого ждет.