Хотя ноябрь не радует теплом и обилием солнечного света, любителям музыки хандрить точно не приходится, а вот разрываться между бурлящими и кипящими событиями — да. Именно осенью артисты чаще, чем в другие времена года, разрождаются обильным урожаем свежих пластинок, презентуют клипы, устраивают шоу. Несколько крупных и не очень выступлений в один день — обычная история для этой поры. «МК» намедни посетил два очень разных по жанру и атмосфере концерта и в обоих случаях был приятно удивлен услышанным и увиденным. Речь о большом сольном шоу Мари Краймбрери «Мелкая здесь» и первом явлении столичной сцене группы «посторонние», которые проявили оригинальность даже в названии, написав его с маленькой буквы, и замахнулись на лавры самого Альфреда Хичкока.
фото: Соцсети
Фото: пресс-служба Мари Краймбрери.
Мари никогда не искала легких путей. Заменила звучную и запоминающуюся фамилию Жадан на трудновыговариваемый псевдоним, не пыталась специально быть модной, эксцентричной или трендовой. Еще в прошлом году певица попала в номинацию «Прорыв года» премии ZD Awards, и хотя не стала в ней победительницей, уже в тот момент можно было говорить о ее активной эволюции. Правда, тогда «мелкая», как любя прозвали исполнительницу коллеги, еще, например, немножко терялась, стоя на сцене рядом с Big Russian Boss, который славится своими резкими шуточками. Впрочем, искренность реакций остается до сих пор, а вот профессионализм растет, и это уже подтверждает реакция поклонников.
Безумным электронным миксом из композиций разных стилей (куда затесалась даже Nirvana) разогревал танцпол перед шоу диджей M.Hustler, постоянно сотрудничающий с Краймбрери. Когда артистка, выйдя на площадку, увидела перед собой многотысячную толпу, как будто не поверила своим глазам и села на край сцены перевести дыхание. С публикой говорила просто, по душам, как будто все происходит не в большом клубе, а на квартирнике. Своей жизнерадостностью, добротой и теплотой, которая передается и через песни, Мари, вероятно, и влюбила в себя фанатов. Для них она в этот раз приготовила целый букет из разных песен — новых и самых ранних, написанных, когда, как вспоминает исполнительница, у нее еще ничего не было. По энергетике она чем-то напоминает Елку, поэтому неудивительно, что они дружны. Последняя стала специальным гостем концерта и напророчила своей младшей подружке: «Еще увидите: мелкая утрет нос всем!»
У питерской группы «посторонние» — совсем другая история. С Мари их роднит разве что предельная откровенность текстов, только у парней она проявляется по-своему — по-мужски, более радикально, прямолинейно, и выражают они ее своими стилистическими средствами. Проект был создан меньше года назад — в феврале 2019 года Станиславом Максименко, Александром Кириенко и Дмитрием Фетисовым. Саша и Дима влюбились в музыку Стаса, а он — в тексты ребят. Получилось весьма странное, но органичное сочетание. Уже сам внешний вид участников коллектива немного ломает сознание: белый костюм, олимпийка и черный костюм. Концептуально, но непривычно. Ребята называют это «арт-хаусом».
Группа “Посторонние”. Фото: Вероника Телятникова.
В списке музыкальных влияний из детства, о которых они вспоминают, все тоже более чем разнопланово: The Prodigy, Onyx, Хаски, Def Leppard, Kiss и Наташа Королева (последняя оказалась среди других как персонаж, чьи песни звучали с каждого угла в 1990-х). Артисты условно называют свой стиль «абстрактный хип-хоп», «эйсид-хоп», ну, или, как уже говорилось, арт-хаус. Но вообще, сравнивая то, что они делают, с современным рэпом, понимаешь, что это два разных полюса. Общее место — разве что речитатив, который начитывают двое поэтов под мультистилистичную электронную музыку. Лирика — из ярких, очень быстро сменяющих друг друга образов. Можно подумать, что это их нагромождение, но на самом деле в каждой композиции — свой лейтмотив. Несколько строчек из песни Делёз, названной именем французского философа, для наглядности: «Ты сама говоришь в телефон. Времени нет объяснять — так надо. Завтра наступит весна, корабли вышли в воды НАТО. Марафон новостных лент черный, номера на авто сбиты. Горько. Стерты номера, фамилии, даты, имена подруг. Амели, моя девочка, пей воду только горную, рисуй на мели круг». Все это лингвистическое сумасшествие звучит под видеоряд из отрывков лучших авангардных фильмов (здесь удачно сказывается бэкграунд Дмитрия, который является профессиональным режиссером документального кино и обладателем нескольких кинопремий). В клипе на еще одну композицию «Триллер», вошедшую в дебютный EP «ЭЛ-181», героем сюрреалистичного коллажа становится Альфред Хичкок, а также его любимые актеры Джимми Стюарт и Грейс Келли.
Елка и Мари Краймбрери. Фото: пресс-служба Мари Краймбрери.
В небольшом клубе «посторонние» создали атмосферу параллельной реальности. По крайней мере, первая серия «фильма» (с сюжетом которого в данном случае можно сравнить их творческий путь) слушателей впечатлила. А продолжение, как говорится, следует.