На Востряковском кладбище прошла церемония открытия памятника Иосифу Кобзону. Монумент работы скульптора Дмитрия Клавсуца и архитектора Дениса Бобылева удивительно точно отражает фигуру исполнителя. Кобзон предстает в любимом образе красивого стройного мужчины в костюме, бабочке, платочке в петлице и, конечно, с микрофоном в руках. Именно таким он запомнился миллионам зрителей.
фото: Геннадий Черкасов
Такого созвездия знаменитых деятелей культуры, науки, политики и спорта трудно себе представить. Вдова Иосифа Кобзона Нелли призналась – боялась, что придет немного людей, но опасения оказались напрасны. Еще за полчаса до начала церемонии пространство около могилы Кобзона было почти полностью заполнено. Ведущий Михаил Грушевский заметно волновался. «Кобзон значим не только для своей семьи, но и для всей страны», — сказал он. В свою очередь Нелли вспомнила, что так же год назад проходило прощание с Иосифом Давыдовичем:
— Такая же была прекрасная погода, светило солнце. У него не может быть по-другому, потому что он всегда излучал тепло, надежность, дружбу и сострадание.
Эти слова могли бы повторить и многочисленные друзья Кобзона, все без исключения отмечавшие его невероятную отзывчивость, гражданскую позицию и любовь. Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова больше полувека дружила с Кобзоном. Их познакомил еще Юрий Гагарин в начале 60-х. Терешкова вспомнила, что космонавты настолько полюбили Иосифа Давыдовича, что даже хотели отправить его в космос, но потом всё же решили, что он нужней на Земле.
— Мы пришли сегодня сюда, чтобы поклониться удивительному человеку. Конечно, горечь не оставляет нас, но мы ни на миг не забываем его. Я знаю, что к Иосифу Давыдовичу приходило огромное количество писем с просьбами о помощи и практически на все он старался отвечать, не оставлял людей без поддержки. Некоторым помогал в лечении, — сказала Терешкова.
Бронзовую скульптуру Кобзона открыла его большая семья, многочисленные дети и внуки. Дочь Иосифа Давыдовича поблагодарила всех его поклонников за то, что весь этот год они своим теплым отношением к его памяти помогали семье пережить эту утрату.
Вдова певца рассказала, что главной задачей при выборе монумента было желание увидеть Кобзона таким, каким его воспринимали и самые близкие и зрители: «Глыба, кремень, стена, за которой мы все стояли. Камень очень теплый, он излучает доброту и справедливость. Недавно нашла фотографию Иосифа Давыдовича, у меня пробежал мороз по коже, потому что она в точности повторяет этот памятник».
фото: Геннадий Черкасов
Не обошли своим вниманием церемонию и политики. К микрофону выходили председатель Госдумы Вячеслав Володин, его заместитель Сергей Неверов, лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Теплые слова о Кобзоне сказал и главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев. Он отметил, что Иосиф Давыдович был всегда душой компании.
— Он заводил всех и песней, и словами. Некоторых не любил и прямо об этом говорил, а они потом извинялись. Кобзон никогда не умрет, потому что его песни будут жить. Что же касается его выступлений и интервью в «Московском комсомольце», то если их все собрать, получится книга, которую, думаю, мы сделаем.
Кобзона считают своим и спортсмены. Трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина назвала Иосифа Давыдовича главным олимпийцем, потому что он присутствовал практически на всех главных соревнованиях четырехлетия с участием советских, а потом российских спортсменов.
Смотрите фоторепортаж по теме:
Лепс, Зюганов, Терешкова на открытии памятника Кобзону: кадры церемонии
26 фото
Цитировать всех выступающих оказалось бы долгим занятием, достаточно просто перечислить только некоторые имена: Зураб Церетели, Клара Новикова, Владимир Винокур, Александр Розенбаум, Леонид Рошаль, Асламбек Аслаханов и другие. Как тут не вспомнить строчки из знаменитой песни на стихи Роберта Рождественского «Мгновения», которую исполнял Кобзон:
Мгновенья раздают кому — позор
Кому — бесславье, а кому — бессмертие.